Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Емельяновой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-116/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «КУПАТЫ-1» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «КУПАТЫ-1» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:06:0305004:532 равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 7 402 755 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Старостин П.В. оставил разрешение заявленного требования на усмотрение суда.
Представитель ГБУ СО ЦКО Некрасова М.В. просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения равной рыночной стоимости. определенной заключением экспертизы.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Отрадный, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, Межрайонной ИФНС Самарской области № 23 не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО представило отзыв и дополнительные пояснения, в которых указало, что стоимость нежилого помещения, указанная в заключении судебной экспертизы, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый объект недвижимости.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «КУПАТЫ-1» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 63:06:0305004:532 площадью 579,2 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Ленина, д. 22.
Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения определена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 года в размере 9 641 959,78 руб..
Указанная кадастровая стоимость является архивной.
У административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости нежилого помещения, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
Считая кадастровую стоимость нежилого помещения завышенной, а свои права нарушенными, 7 ноября 2023 года общество с ограниченной ответственностью «КУПАТЫ-1» обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 54430-2 от 18 сентября 2023 года, выполненный оценщиком ООО «Современные технологии оценки», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 6 927 811 руб.
В ходе рассмотрения дела после замечаний, представленных ГБУ СО ЦКО на отчет об оценке, административный истец представил еще один отчет об оценке № 54430-2 от 18.09.2023 года, выполненный ООО «Современные технологии оценки», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 7 402 755 руб.
ГБУ СО ЦКО не согласилось с этим отчетом об оценке и ходатайствовало о назначении судебной экспертизы в отношении нежилого помещения.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.
Определением суда от 25 января 2024 года по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости нежилого помещения состоянию на 1 января 2021 года, производство экспертизы поручено ООО « СНЭК».
По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «СНЭК» от 11 апреля 2024 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2021 года составила 8 167 570 руб..
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно является достоверным и допустимым доказательством по делу, оно понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения, не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. Выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведен метод исследования и расчеты величины рыночной стоимости нежилого помещения, приведенные выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта исследования полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости основано на анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, в заключении проанализирован объект экспертизы, объекты-аналоги относительно их качественных и количественных характеристик, принятые экспертом аналоги сопоставимы с объектом экспертизы, полученная величина рыночной стоимости соответствуют сложившимся условиям рынка на дату оценки, информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертном заключении, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Административным истцом заявлено несогласие с экспертизы заключением в связи с тем, что эксперт не осматривал объект исследования, что им подобраны некорректные объекты –аналоги, в связи с этим просил назначить повторную судебную экспертизу.
Определением суда от 27 мая 2024 года в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы отказано.
Доводы представителя административного истца о некорректном подборе экспертом аналогов, ничем не подтверждены, административным истцом не приведены мотивы, по которым те или иные объекты –аналоги не сопоставимы с объектом исследования.
То обстоятельство, что эксперт не провел осмотр нежилого помещения, не ставит под сомнение заключение судебной экспертизы, поскольку для проведения экспертизы были направлены материалы административного дела, в которых имеется отчет об оценке, в нем содержится технический паспорт помещения, и все вышеуказанные материалы были использованы экспертом при проведении экспертизы. Административным истцом не приведены доводы о несоответствии каких-либо параметров, указанных экспертом в заключении, фактическим параметрам нежилого помещения.
В связи с изложенным величину рыночной стоимости нежилого помещения, определенную экспертным заключением, суд признает достоверной величиной.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 7 ноября 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «КУПАТЫ-1» удовлетворить
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:06:0305004:532 площадью 579,2 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Ленина, д. 22, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 8 167 570 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 7 ноября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2024 года