К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики ФИО1 в составе:
судьи - Катбамбетова М.И.,
секретаря судебного заседания - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» к СОСП по Республике ФИО1 и судебному приставу-исполнителю ГМУ ФССП России по Республике ФИО1 Ж.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» обратился в Майкопский городской суд с иском к судебному приставу-исполнителю СОСП по Республике ФИО1 Николаевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование искового заявления указано, что решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № были удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 Яны ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» об обязании в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики ФИО1, в рамках выделенных средств на покупку жилья на 2023 год, обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм. Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП. Указанное постановление не поступало в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ ими было направлено письмо в адрес судебного пристава-исполнителя о ходе исполнения решения суда. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ. В рамках исполнения указанного судебного решения суда и освоения выделенных денежных средств в виде субвенции Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» подписан муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (идентификационный код закупки - 233010500107201050№) на приобретение жилых помещений (59 квартир) в муниципальную собственность муниципального образования «<адрес>» на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках Договора о комплексном развитии незастроенной территории в границах муниципального образования «<адрес>», ограниченной <адрес>, автомобильной дорогой республиканского значения «Обход <адрес>», земельными участками с кадастровыми номерами: 01:08:0000000:4929, 01:08: 0512001:1034, улицей ФИО4, 8 Марта и ФИО5 в городе Майкопе от ДД.ММ.ГГГГ №Д в новых МКД от застройщика ООО «СЗ «КСК», в том числе и ФИО2 Поскольку ФИО2 составом семьи один человек. Закупка квартиры надлежащей площади будет осуществлена первым и вторым этапами контракта. Срок действия контракта по второму этапу ДД.ММ.ГГГГ. Также указали, что ими принимаются меры к исполнению судебного акта.
На основании изложенного, просили суд, освободить Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «<адрес>» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора, вынесенное судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике ФИО1, в рамках исполнительного производства №-ИП.
Стороны в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение суда.
Суд, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе (часть 13 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 12 рассматриваемой статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор с должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, по смыслу приведенных норм неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отсутствие у него уважительных причин для такого неисполнения являются самостоятельными основаниями для вынесения в отношении него постановления о взыскании исполнительского сбора.
Возможность освобождения должника от взыскания исполнительного сбора обусловлена принятием им всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также наличием объективно непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, которые не позволили ему исполнить требования исполнительного документа.
Исполнительный сбор имеет характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается при неисполнении должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, и только принятие должником мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования и наличие у него чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наличие которых он сам и должен доказать, освобождает должника от уплаты исполнительного сбора.
Иные обстоятельства, исключающие взыскание исполнительского сбора или освобождающие должника от его уплаты, действующим законодательством не предусмотрены.
Как установлено судом и следует из материалов дела вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № были удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 Яны ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» об обязании в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики ФИО1, в рамках выделенных средств на покупку жилья на 2023 год, обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
Указанное решение суда вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике ФИО1 Ж.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП. Однако, согласно исковому заявлению указанное постановление не поступало в адрес истца.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено письмо в адрес судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике ФИО1 Ж.Н. о ходе исполнения решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике ФИО1 Ж.Н. от ДД.ММ.ГГГГ с истца взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление поступило в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с соглашением о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики ФИО1 бюджету муниципального образования «<адрес>» на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ № Получатель субвенции (муниципальное образование «<адрес>») осуществляет государственные полномочия Республики ФИО1 по обеспечению жильем детей-сирот в пределах предоставленной субвенции.
Размер субвенции бюджету муниципального образования «<адрес>» в рамках указанного соглашения составляет 30 220 800 рублей на обеспечение 10 детей-сирот. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № размер субвенции был увеличен до 71 520 000 рублей на обеспечение 24 детей-сирот.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № к соглашению № размер субвенции увеличен до 81 959 429 рублей, в том числе на исполнения решения судов.
Кроме того, в соответствии с соглашением о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики ФИО1 бюджету муниципального образования «<адрес>» на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ № Получатель субвенции (муниципальное образование «<адрес>») осуществляет государственные полномочия Республики ФИО1 по обеспечению жильем детей-сирот в рамках вышеуказанных нормативных правовых актах в пределах предоставленной субвенции.
В рамках исполнения решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и освоения выделенных денежных средств в виде субвенции Комитетом по управлению имуществом подписан муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (идентификационный код закупки 3010500107201050№) на приобретение жилых помещений (59 квартир) в муниципальную собственность муниципального образования «<адрес>» на исполнение переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках Договора о комплексном развитии незастроенной территории в границах муниципального образования «<адрес>», ограниченной <адрес>, автомобильной дорогой республиканского значения «Обход <адрес>», земельными участками с кадастровыми номерами: 01:08:0000000:4929, 01:08: 0512001:1034, улицей ФИО4, 12 Марта и ФИО5 в городе Майкопе от ДД.ММ.ГГГГ №Д в новых МКД от застройщика ООО «СЗ «КСК», в том числе и ФИО2 Поскольку ФИО2 составом семьи один человек. Закупка квартиры надлежащей площади будет осуществлена первым и вторым этапами контракта. Срок действия контракта по второму этапу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истцом приняты меры к исполнению судебного акта, до истечения срока на добровольное исполнение исполнительного документа, указанного в постановлении.
Истцом заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений, в том числе в рамках исполнения решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образования на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, для исполнения решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ необходимо было соблюсти требования названных Федеральных законов и Устава муниципального образования «<адрес>».
Как следует из материалов дела, в установленный судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике ФИО1 Ж.Н. пятидневный срок для добровольного исполнения судебного акта истек, однако, истцом предпринимались все возможные меры для исполнения исполнительного документа, и документ был исполнен.
Кроме того, судом учитывается, что исполнительский сбор будет взыскиваться за счет средств бюджета МО «<адрес>», который носит явную социальную направленность.
В соответствии с абзацем 2 пункта 75 Постановления N 50, лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
При отсутствии доказательств принятия надлежащих мер для исполнения требований исполнительного документа, само по себе исполнение сразу после истечения срока для его добровольного исполнения, не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абзац 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Таким образом, суд считает, что в действиях Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» усматриваются признаки положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, считает правомерным освободить от исполнительского сбора, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» к СОСП по Республике ФИО1 и судебному приставу-исполнителю ГМУ ФССП России по Республике ФИО1 Ж.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в рамках исполнительного производства 62644/23/01013-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО1 через Майкопский городской суд Республики ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-34
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики ФИО1.