АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 января 2010 года
г. Архангельск
Дело № А05-39/2010
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.12.2009 №392-В
о привлечении предпринимателя Неклюдова Сергея Борисовича к административной ответственности по части 3 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании представителей лиц, участвующих в деле: от административного органа – Юркина Е.В. (доверенность от 01.01.2010 №19), лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – не явился (извещен 14.01.2010),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении предпринимателя Неклюдова Сергея Борисовича (далее – Предприниматель, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Предприниматель Неклюдов С.Б. в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, явку свого представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на заявление не представил.
В силу положений части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя и его представителя.
Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении указанного заявления судом учтено, что подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.
Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав представителя административного органа, а также предпринимателя, оценив доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленное требование.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 65 указанного кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом установлено, что Неклюдов С.Б. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании лицензии от 14.03.2005 регистрационный №АСС 29 302090 предпринимателю Неклюдову С.Б. предоставлено право на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Срок действия лицензии установлен с 14.03.2005 по 13.03.2010.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий автотранспорта на линии старшим инспектором 3 разряда отдела автотранспорта и автодорожного надзора Управления в отношении Предпринимателя составлен протокол №107 об административном правонарушении от 24.12.2009, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе отражено, что Неклюдов С.Б. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по междугороднему маршруту «п.Тегро-Озеро – г.Вельск» с нарушением следующих требований:
- не организовал контроль за заполнением диаграммного диска на автобусе КАВЗ-423800, год выпуска транспортного средства 2007 год, номерной знак Н042КА/29 и не представил заполненные тахограммы за предшествующую неделю на автобусе КАВЗ-423800, регистрационный номер Н042КА/29 – автобус изготовлен после 1 января 1998 года и используется на междугороднем маршруте (статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункт 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 №2, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.1997 №1302; пункт 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 №27, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.1995 №868);
- в путевом листе №496 от 11.12.2009 не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения медицинского контроля водителя перед выездом по междугороднему маршруту; не указаны имя, отчество водителя (Приказ Минтранса Министерстве юстиции Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В протоколе №107 об административном правонарушении от 24.12.2009 указано, что, не выполнив требования нормативных правовых актов, Неклюдов С.Б. не выполнил требования подпункта «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, и, тем самым, нарушил требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), выданной Предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
О месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении Предприниматель был извещен надлежащим образом: копия извещения от 14.12.2009 №381-В вручена предпринимателю 17.12.2009 (уведомление о вручении заказной корреспонденции от 17.12.2009, пояснения работника органа связи к уведомлению о вручении заказной корреспонденции).
Несмотря на извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предприниматель Неклюдов С.Б. при составлении протокола №107 об административном правонарушении от 24.12.2009 не присутствовал; копия указанного протокола направлена Предпринимателю по почте 28.12.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19.05.2008 № 23-П. К таким лицам, в том числе, относятся старшие специалисты 3-го разряда.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный старшим специалистом 3-го разряда УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Шишеловой О.Е., составлен уполномоченным должностным лицом.
При возбуждении дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола Управлением были соблюдены требования законодательства, направленные на обеспечение прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон № 128-ФЗ).
Абзацем 2 статьи 2 Закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 указанного закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом предусмотрено статьей 17 Закона № 128-ФЗ.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ).
В статье 5 указанного закона указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение им установленных статьей 20 Закона № 196-ФЗ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»), а также наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (подпункт «г»).
Пунктом 1 статьи 20 Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения» определено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, а также организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 №2 (ред. от 18.07.2000) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.1997 №1302 техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
Пунктом 4.2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 №27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.1995 №868 установлено, что организации и водители – предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий – изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 07.07.1998 № 86 (далее – Правила от 07.07.1998 № 86). В соответствии с пунктом 1 указанных Правил тахограф является контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. Водитель транспортного средства согласно пункту 8 Правил от 07.07.1998 № 86: а) обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы; б) своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность; в) использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки; г) при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства; д) имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством; е) предоставляет возможность сотрудникам инспектирующих органов производить контроль оттиска клейма и установленных на тахографе табличек с параметрами его настройки.
В нарушение данных перечисленных требований Предприниматель не организовал контроль за заполнением диаграммного диска на автобусе на автобусе КАВЗ-423800, год выпуска транспортного средства 2007 год, номерной знак Н042КА/29, не представил заполненные тахограммы (регистрационные листы) за предшествующую неделю, что подтверждается протоколом №107 об административном правонарушении от 24.12.2009 и сообщением о нарушении транспортного законодательства от 11.12.2009.
Пунктом 16 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ от 18.09.2008 № 152) предусмотрено, что в дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
В соответствии со статьей 20 Закона №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Статьей 23 Закона №196-ФЗ определено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пункта 3 Приказа от 18.09.2008 №152 установлено, что путевой лист должен содержать в качестве обязательных реквизитов сведения о водителе.
Согласно пункту 7 Приказа от 18.09.2008 №152 обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе, включающие: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В нарушение данного требования в путевых листах не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения медицинского осмотра водителя перед выездом по междугороднему маршруту п.Тегро Озеро – г. Вельск; не указаны имя, отчество водителя. Выявленные нарушения подтверждаются протоколом №107 об административном правонарушении от 24.12.2009 и сообщением о нарушении транспортного законодательства от 11.12.2009.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статье 14.1 КоАП РФ.
Вина предпринимателя Неклюдова С.Б. подтверждается протоколом №107 об административном правонарушении от 24.12.2009, сообщением о нарушении транспортного законодательства от 11.12.2009 и копией лицензии.
Поскольку предпринимателем Неклюдовым С.Б. не было обеспечено соблюдение указанных лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, то совершенное деяние правомерно квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для должностных лиц установлена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 3000 руб. до 4000 руб.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного ответчиком административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, проверяет наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2009 по делу №А05-4016/2009 предприниматель Неклюдов С.Б. уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего решения не истек, следовательно, материалами дела подтверждается наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание изложенное, суд определяет предпринимателю меру наказания в виде штрафа в размере 3500 руб.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1¹ статьи 29.10, статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Привлечь Неклюдова Сергея Борисовича, 01.10.1963 года рождения, уроженца п.Верхняя Пуя Вельского района Архангельской области, зарегистрированного 19.08.2003 Администрацией муниципального образования «Вельский район» в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304290730500089, проживающего по адресу: 165107, Архангельская область, Вельский район, п.Тегро-Озеро, ул.Строителей, дом 1, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3500 рублей.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, БИК 041117001, ИНН/КПП 2901043148/290101001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 11401000000.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова