Дело № 5-46/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Мильково Камчатского края 5 июля 2022 года
Судья Мильковского районного суда Камчатского края Курданов Василий Олегович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении:
акционерного общества «Камчатэнергосервис» юридический адрес: 684090 ул. Мира д. 16, г. Вилючинск, осуществляющего деятельность в Мильковском энергорайоне по предоставлению услуги теплоснабжения по адресу: ул. Полевая д. 1а, с. Мильково, Мильковский район. Камчатский край, ИНН № /ОГРН № |
УСТАНОВИЛ:
начальником территориального отдела по Мильковскому и Быстринскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю, в ходе проведения эпидемиологического расследования случаев инфекционного заболевания COVID-19, по поручению №129-Г/ОЭН от 16.02.2022г., установлено, что 2 марта 2022 года в 10 часов 00 минут в Мильковском энергорайоне АО «Камчатэнергосервис» по ул. Полевая д. 1а с. Мильково Мильковского района Камчатского края, юридическим лицом - Акционерным обществом «Камчатэнергосервис» нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Так на территории Камчатского края до 31.05.2022г. (то есть в том числе и в момент проведения административного расследования), в соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 03.07.2021г. №94, были установлены ограничительные мероприятия, в том числе в соответствии с п. 2 приложения №1 всем организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям необходимо было обеспечить соблюдение требований, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020г. № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3,1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в том числе обеспечить установку устройств (приборов) по обеззараживанию воздуха рециркуляторного типа (Дезар или аналоги) в местах постоянного пребывания работников и посетителей, а также п. 3 приложения №1, согласно которому работодатели, обязаны обеспечить соблюдение требований, установленных постановлением главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13.04.2020г. № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения (COVID-19) в Камчатском крае».
Между тем АО «Камчатэнергосервис» допущены следующие нарушения: в рабочих кабинетах отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, что не соответствует абз. 5 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», АО «Камчатэнергосервис» в срок до 15.12.2021г., не организовано проведение профилактических прививок вторым компонентом или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, а также не достигнут не менее 80% охват вакцинацией от общей численности работников, в штате - 232 сотрудника, привито от коронавирусной инфекции - 67 человек, 36 человек - переболели новой коронавирусной инфекции (менее полугола назад), 3 человека имеют медицинский отвод, таким образом процент охвата вакцинацией составляет 34,1% от общего числа работающих, что не соответствует п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021г. №1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в результате чего создается угроза причинения вреда здоровью граждан, работников в связи с возможным распространением инфекции.
Не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний на входе в Мильковский энергорайон АО «Камчатэнергосервис» по ул. Полевая д, 1а с. Мильково Мильковского района Камчатского края, отсутствуют журнал «Здоровье», бесконтактные термометры, что является нарушением абз. 6 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю №246 от 13.04.2020г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае».
По мнению должностного лица указанное является нарушением абз. 5, абз. 6 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021г. №1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 10 Главы IV Федерального закона №157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 1.1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю №246 от 13.04.2020г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае», что не соответствует абз. 1, 2 ст. 11, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», за что ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Юридическое лицо, законный представитель юридического лица акционерное общество «Камчатэнергосервис» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, представителя не направили, направили ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу ввиду отпуска некоторых юристов общества, которое определением судьи оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы, обстоятельства дела об административном правонарушении, дополнительно представленные при рассмотрении дела материалы, нахожу факт совершения административного правонарушения акционерное общество «Камчатэнергосервис» при вышеизложенных обстоятельствах и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Как следует из постановления Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющий опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV), как представляющая опасность для окружающих.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 198 "О защите населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях недопущения распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), Губернатором Камчатского края вынесено распоряжение от 12 марта 2020 года № 267-Р, п. 1 которого на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который сохранял свое действие на момент совершения правонарушения.
В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с данными санитарными правилами.
Согласно ст. 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Указанная статья не содержит каких-либо возложений обязанностей или запретов на кого-либо, а носит декларативный характер, на основании чего прихожу к выводу о том, что должностное лицо указало на её нарушение акционерным обществом «Камчатэнергосервис» ошибочно, в связи с чем, полагаю необходимым исключить из объема вменяемого нарушения нарушение ст. 35 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», как излишне вмененное.
Как следует из пункта 2 приложения №1 к постановлению Губернатора Камчатского края от 03.07.2021г. № 94 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края" органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальные предприниматели обеспечивают соблюдение требований, установленных СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в том числе: обеспечивают установку устройств (приборов) по обеззараживанию воздуха рециркуляторного типа (Дезар или аналоги) в местах постоянного пребывания работников и посетителей.
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020г. №15, далее - СП 3.1.3597-20) данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Как следует из положений абз. 5, 6, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, в том числе являются: обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
В протоколе об административном правонарушении обществу вменено нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20. Данными правилами установлены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации. Соблюдение установленных этими правилами требований является обязательным. К числу противоэпидемических мероприятий относятся меры, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, невыполнение которых является нарушением статьи 29 Закона № 52-ФЗ и влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение юридическим лицом требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что всецело подтверждается выводами Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении от 11 мая 2022 г. № 44-АД22-7-К7.
Абзацами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно положению ч. 2 ст. 10 Главы IV Федерального закона №157-ФЗ от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Указанная статья не устанавливает каких-либо запретов или ограничений, а регламентирует права органов и должностных лиц, в связи с чем, полагаю необходимым исключить из объема вменяемого нарушения нарушение ч. 2 ст. 10 Главы IV Федерального закона №157-ФЗ от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», как излишне вмененное.
Как следует из положения п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021г. № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции, примененной должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, но недействующей на момент предшествующий проведению расследования) постановлено руководителям организаций, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления: в срок до 15.11.2021г. организовать проведение, профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.12.2021г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящего Постановления. Приведенная редакция действовала до 12 января 2022 года, при том, что административное расследование и выявления нарушений законодательства происходило 2 марта 2022 года, когда и составлен акт расследования.
В силу ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 11.01.2022г. № 1 внесены изменения в Постановление Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021 № 1 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", согласно которым предписано в срок до 25.01.2022г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 10.02.2022 - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, обучающихся за исключением лиц, указанных в пункте 3 настоящего Постановления".
Таким образом, в новой редакции Постановление Главного Государственного санитарного врача по Камчатскому краю улучшает положение, в связи с пролонгацией срока проведения вакцинации.
Нарушения касательно несоблюдением лицом в отношении, которого ведется производство по делу, п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021г. № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в редакции, действующей на момент проведения административного расследования, должным лицом не вменялось и не доказывалось.
На основании чего прихожу к выводу о несостоятельности выводов должностного лица о нарушении обществом пункта п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021г. № 1.
Согласно п. 1.1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю №246 от 13.04.2020г. руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края необходимо, в том числе, обеспечить выявление у работников признаков острого респираторного заболевания (повышение температуры, кашель, одышка, насморк, першение и боль в горле и др.), предусмотрев: организацию входной дистанционной термометрии работников при входе в организацию (предприятие, территорию) и измерение температуры тела в течение рабочего дня; опрос на входе в организацию (предприятие, территорию) о наличии в близком окружении работника лиц с признаками острого респираторного заболевания, а также госпитализированных в инфекционный стационар. Результаты термометрии и опроса заносить в "Журнал здоровья" (приложение). При проведении термометрии и опроса не допускать скопления людей путем социального дистанцирования (не менее 1 метра) друг от друга, разведения прохода работников по времени, увеличение количества проходов.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
По итогам рассмотрения дела прихожу к выводу, что вмененные юридическому лицу нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства, зафиксированные в протоколе и входящие в предмет доказывания по настоящему делу, за исключением тех, которые были исключены из объема вменяемого нарушения, а именно отсутствие в рабочих кабинетах оборудования по обеззараживанию воздуха, не организованности выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, что является нарушением абз. 5, абз. 6 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае» нашли свое подтверждение по итогам исследования совокупности представленных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении 32/1 от 16 мая 2022 года, согласно которому 2 марта 2022 года в 10 часов 00 минут в Мильковском энергорайоне АО «Камчатэнергосервис» по ул. Полевая д. 1а с. Мильково Мильковского района Камчатского края, юридическим лицом - Акционерным обществом «Камчатэнергосервис» нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Так на территории Камчатского края до 31.05.2022г., в соответствии с постановлением Губернатора Камчатского края от 03.07.2021г. №94, были установлены ограничительные мероприятия, в том числе в соответствии с п. 2 приложения №1 всем организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям необходимо было обеспечить соблюдение требований, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020г. № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3,1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Между тем согласно протокола АО «Камчатэнергосервис» допущены следующие нарушения: в рабочих кабинетах отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, что не соответствует абз. 5 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний на входе в Мильковский энергорайон АО «Камчатэнергосервис» по ул. Полевая д, 1а с. Мильково Мильковского района Камчатского края, отсутствуют журнал «Здоровье», бесконтактные термометры, что является нарушением абз. 6 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю №246 от 13.04.2020г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае».
Генеральным поручением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю на проведение в рамках утвержденного задания государственных работ №129-Г/ОЭН от 16.02.2022 года, проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае».
Согласно акту санитарно-эпидемиологического расследования от 02.03.2022г. врачом-эпидемиологом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Мильковском, Быстринском, Усть-Камчатском и Алеутском районах» С.Д. Кувалдиным, в присутствии начальника Мильковского энергорайона АО «Камчатэнергосервис» Шихова М.И., на основании поручения № 129-Г/ОЭН от 16.02.2022г., проведено эпидемиологическое расследование случаев короновирусной инфекции в Мильковском энергорайоне «Камчатэнергосервис», который располагается по адресу ул. Полевая д. 1а с. Мильково Мильковского района Камчатского края, в здании принадлежащем на праве собственности Мильковскому сельскому поселению, занимаемое АО «Камчатэнергосервис» по концессионному соглашению от 30 октября 2017 года (л.д. 78-118, л.д. 95). Среди прочего установлено, что в туалете хранятся моющее средство «Чистин», и дезинфицирующее средство «Доместос». В конце рабочего дня проводится обработка полов, оборудования моющими и дезинфицирующими средствами.
В рабочих кабинетах отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, что не соответствует требованиям абз. 5 п. 4.4. Санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции». Уборочный инвентарь хранится в специально отведённом месте, инвентарь для туалета хранится отдельно, маркировка инвентаря в соответствии с назначением помещений. В соответствии с п. 4.4. СП 3.1.3597-20 в «Камчатэнергосервис» на момент проведения обследования проводятся противоэпидемические мероприятия, а именно: созданы условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков (Альтсепт). Антисептики хранятся в таре производителя в специально отведенном месте. Сотрудники работают с использованием средств индивидуальной защиты - одноразовые маски, перчатки). Смена одноразовых масок производится 1 раза в 3 часа. Средств индивидуальной защиты в достаточном количестве.
Выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний на входе в «Камчатэнергосервис» не организовано, отсутствуют журнал здоровья и бесконтактные термометры, что является нарушением абз. 6 п. 4.4. СП 3.1.3597-20, п. 1.1.4. Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю № 246 от 13.04.2020 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае».
Эпидемиологический диагноз: новая коронавирусная инфекция «Covid-19». Источник инфекции (возможный, вероятный): вероятные источники инфекции - домашние очаги. Возможными источниками инфекции явился больной или носитель коронавирусной инфекции. Механизм передачи инфекции, путь (пути) передачи: воздушнокапельный.
Фактор передачи инфекции: инфицированные дверные ручки, инфицированный воздух помещений.
За неделю в «Камчатэнергосервис» зарегистрировано 6 случаев новой коронавирусной инфекции легкой степени тяжести среди сотрудников.
Нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), выявленные в ходе внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства и способствующие формированию эпидемического очага: 1. Отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха в организации, что является нарушением абз. 5 п. 4.4. Санитарных правил СП 3.1.3597-20. 2. Выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний на входе в «Камчатэнергосервис» не организовано, отсутствуют журнал здоровья и бесконтактные термометры, что является нарушением абз. 6 п. 4.4. СП3.1.3597-20, п. 1.1.4. Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю № 246 от 13.04.2020 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае». 3. Процент вакцинации сотрудников против новой коронавирусной инфекции - 34,1 % (меньше 60 %), что является нарушением п. 2.2. постановления главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 23.07.2021 № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Проведено эпидемиологическое расследование очага с множественными случаями заболевания новой коронавирусной инфекцией. С данным актом был ознакомлен и согласен присутствующий при санитарно-эпидемиологического расследования Начальник Мильковского энергорайона АО «Камчатэнергосервис» фио3 имеющий соответствующие полномочия (л.д. 15-20, 27).
Сообщением АО «Камчатэнергосервис» согласно которому, в обществе 67 вакцинированных, 33 переболевших и 3 имеют отвод от вакцинации.
Сообщение врача-эпидемиолога, согласно которому на момент эпидемиологического расследования в АО «Камчатэнергосервис» (Акт санитарно-эпидемиологического расследования в здании по адресу с. Мильково ул. Полевая 1а, журнал «Здоровья» и бесконтактные термометры не были представлены. В Акте также отмечено, что в организации имеются спреи (кожные антисептики), предназначенные для гигиенической обработки рук, но не предназначенные для обеззараживания воздуха, оборудование для обеззараживания воздуха на момент проверки в кабинетах отсутствовало. Обследование АО «Камчатэнергосервис» по адресу с. Мильково ул. Полевая 1а проводилось в присутствии начальника Мильковского энергорайона АО «Камчатэнергосервис» фио4. После проведения обследования, были озвучены выявленные нарушения, указанные в акте, фио4 с выявленными нарушениями был согласен, о чем свидетельствует его подпись в Акте (л.д. 157).
Между тем исследуя нарушения, выразившиеся в отсутствии журнала «Здоровье» и бесконтактных термометров, что согласно протоколу об административном правонарушении, свидетельствует в том числе, о нарушении п. 1.1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю №246 от 13.04.2020г., прихожу к следующему.
На основании ч. 1, 4 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Таким образом постановление Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае», от 23 июля 2021 года № 1 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» не является санитарными правилами и не устанавливают санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а относятся к перечню нормативно-правовых актов, касающихся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В этой связи несоблюдение требований, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку охватываются диспозицией ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако, так как при рассмотрении протокола выявлено нарушение, которое как указано ранее приводит лицо к привлечению по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, увеличение объема обвинения переквалификацией за указанное правонарушение выявленное при единой проверке совместно с правонарушением квалифицированным по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и вмененным как ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является недопустимым, так как явно ухудшает положение лица в отношении которого ведется производство по делу и который, становится фигурантом правонарушений ответственность за которые предусмотрена двумя статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья не может ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности и назначить наказание за два административных правонарушения, при вменении одного, а значит вменение АО «Камчатэнергосервис» нарушения постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от 13 апреля 2020 года № 246 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае», как правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подлежит исключению из объема обвинения, тем более учитывая срок привлечения в административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы АО «Камчатэнергосервис» о том, что в АО «Камчатэнергосервис» реализована систематическая работа по ведению и учету «Журналов здоровья», а бесконтактные термометры для осуществления термометрии на входном контроле объектов АО «Камчатэнергосервис» направлены в каждое структурное подразделение общества в 2021 году, на момент их выявления - голословны ввиду их неподтвержденности и несоответствию подписанному сторонами акту.
АО «Камчатэнергосервис» сообщило, что согласно Постановлению № 246 в ограниченные по объему помещения, в которых может находиться значительное количество работников, необходимо оборудовать приборами по обеззараживанию воздуха закрытого типа (дезар или аналоги) или использовать спреи и аэрозоли с заявленным дезинфицирующим действием. Однако, как следует из содержания акта эпидемиологического расследования от 2 марта 2022 года проверяющими было зафиксировано лишь отсутствие оборудования по обеззараживанию воздуха. Вместе с тем, Обществом с целью соблюдения санитарно-эпидемиологических правил на территории проверяемого объекта имелись спреи и аэрозоли с соответствующим дезинфицирующим действием, однако их наличие не выяснялось и соответственно их отсутствие нигде не фиксировалось.
Данный довод основан на неверном толковании акта составленного должностным лицом, согласно которому отсутствие в рабочих кабинетах оборудования по обеззараживанию воздуха, подразумевает под собой всякое отсутствие оборудования по обеззараживанию воздуха, в том числе и специально предназначенных для этого спреи и аэрозоли с соответствующим дезинфицирующим действием. На момент проверки, вопреки доводов представителя общества спреев и аэрозолей с заявленным дезинфицирующим действием для обеззараживания воздуха отсутствовали, а зафиксированные в наличии кожные антисептики (Альтсепт) к спреям возможным к применению для обеззараживания воздуха не относится, что также подтверждено пояснениями врача-эпидемиолога (л.д. 157). Кроме того, наличие спреев и аэрозолей с соответствующим дезинфицирующим действием по обеззараживанию воздуха не доказано лицом в отношении которого ведется производство по делу и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, АО «Камчатэнергосервис» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, что подтверждает и свидетельство о постановке на учет (л.д. 31-58).
Являясь самостоятельным юридическим лицом, Учреждение может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность в качестве юридического лица в соответствии с действующим законодательством.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль над деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
Учреждение на момент совершения административного правонарушения обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, имело все необходимые возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу установлено, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил, выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно общество имело правовую и реальную возможность выполнить обязанности по их соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.
При таких обстоятельствах исследованные при рассмотрении доказательства свидетельствуют о виновном нарушении АО «Камчатэнергосервис» требований абз. 5, абз. 6 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», что также влечет нарушение ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, считаю вину АО «Камчатэнергосервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушениях действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) доказанной в полном объеме.
Указанная квалификация нашла свое подтверждение при рассмотрении дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «Камчатэнергосервис» согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю первичность привлечения общества к административной ответственности по 6 главе Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «Камчатэнергосервис» согласно ст. 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Защитником, при даче письменных объяснений по делу было заявлено о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, а именно о малозначительности правонарушения ввиду того, что не все указанные в акте нарушения на самом деле имели место быть.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Законодателем не определены нормативные основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, решение данного вопроса оставлено на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, отношения лица к нарушаемым общественным отношениям, иных обстоятельств дела.
Статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит исключений для ее применения к каким-либо составам административных правонарушений, в том числе формальным, или различаемым по объекту посягательства, либо по установленной законодателем санкции.
Из материалов дела следует, что в настоящее время в Мильковском энергорайоне АО «Камчатэнергосервис», заболевших COVID-19 не имеется, доказательств иного суду не представлено, за июнь 2022 года, то есть за месяц предшествующий рассмотрению дела также не выявлено случаев заболевания в Мильковском энергорайоне АО «Камчатэнергосервис» COVID-19, кроме того представлены доказательства устранения нарушений, которые установлены судьей как доказанные при санитарно-эпидемиологическом исследовании, так обществом подтверждено в настоящее время наличие в энергорайоне медицинских дистанционных термометров, журнала здоровья, оборудование по обеззараживанию воздуха (рециркулятор «Armed»: 2-115 П и стойки для установки облучателя-рециркулятора СПР-2), судьей также учитывается смягчающее вину обстоятельство, а также то, что проявления эпидемического процесса вызвавшего необходимость проведения проверки лица, согласно исследованному акту имели лёгкую степень тяжести, то есть не были тяжкими.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное юридическим лицом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также количества нарушений, которые фактически были установлены судьей, после исключения неверно вменённых лицу в отношении которым ведется производство по делу органом и неверной части их квалификации, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, тот факт, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении выявленные нарушения были устранены, а также, то что действия общества не повлекли вредных последствий, руководствуясь общеправовым принципом справедливости, прихожу к выводу, что освобождение от административной ответственности по малозначительности в таком случае не будет означать умаление одной из целей административной ответственности - предупреждение совершения новых правонарушений. Полагаю, что устное замечание как мера порицания будет достаточной для достижения целей и задач законодательства об административном правонарушении, указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица акционерное общество «Камчатэнергосервис» прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Освободить юридическое лицо акционерное общество «Камчатэнергосервис» от административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объявлением устного замечания.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.О. Курданов