Дело № 2-2560/2022
24RS0028-01-2022-002886-26
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 г. г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска
в составе: председательствующего Фроленко С.И.,
при секретаре Басиной М.В.,
с участием представителя истца Сычевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Лекомцев М.П. о взыскании суммы государственной социальной помощи, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Лекомцев М.П. о взыскании суммы государственной социальной помощи, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что на основании заявления Лекомцев М.П. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» принято решение № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по выращиванию микрозелени. ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт № сроком на 12 месяцев, ответчик встал на учет в налоговом органе как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с уплатой налога на профессональную деятельность (без регистрации ИП). В соответствии с условиями контракта Лекомцев М.П. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 рублей путем перечисления на расчетный счет, указанный в заявлении последнего. Обязательство по предоставлению Лекомцев М.П. ежемесячного отчета надлежащим образом не исполнено, отчет представлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчиком приобретена гидропонная установка стоимостью 142 355 рублей, иных ежемесячных отчетов по исполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также по приобретению оборудования, производственных запасов, исполнению имущественных обязательств на сумму 107 645 рублей ответчиком не представлено. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в установленном законом порядке.
Просит взыскать с Лекомцев М.П. 250 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 700 рублей.
В судебном заседании представитель истца Сычева С.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что после обращения в суд с иском ответчик в добровольном порядке заявленную ко взысканию сумму не перечислял.
Ответчик Лекомцев М.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, возражений по существу предъявленных требований не представил, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие в порядке заочного производства в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В п.п.2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 п.3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п утверждена Государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», включающая подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.
В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 г. № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п 8 Порядка).
В силу п. 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
На основании п. 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
Положениями п. 35 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лекомцев М.П. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» в лице его территориальных отделений.
Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «УСЗН» принято решение № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по выращиванию микрозелени. ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт № сроком на 12 месяцев, Лекомцев М.П. встал на учет в налоговом органе как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с уплатой налога на профессиональную деятельность (без регистрации ИП). В соответствии с условиями контракта Лекомцев М.П. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250 000 рублей путем перечисления на расчетный счет, указанный в заявлении последнего.
Обязательство по предоставлению Лекомцев М.П. ежемесячного отчета надлежащим образом не исполнено, отчет представлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, из данного отчета следует, что ответчиком приобретена гидропонная установка стоимостью 142 355 рублей, иных ежемесячных отчетов по исполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также по приобретению оборудования, производственных запасов, исполнению имущественных обязательств на сумму 107 645 рублей ответчиком не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в установленном законом порядке по причине невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки, непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (пп. 4, пп.5 п. 35 Порядка).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Лекомцев М.П. территориальным отделением направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 250 000 рублей, которое оставлено без удовлетворения, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика не поступили, доказательств обратного в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
Поскольку Лекомцев М.П. нарушил условия предоставления государственной помощи, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма вышеуказанной государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей.
Кроме того, в силу ст. 98 ГПК РФ с Лекомцев М.П. подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 700 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лекомцев М.П., <данные изъяты>, в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», имеющего ОГРН 1142468053683 ИНН 2466276463, сумму государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей, а также судебные расходы в размере 5 700 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2022 г..
Председательствующий С.И. Фроленко
Копия верна
С.И. Фроленко