Судья Долгих Е.А. УИД 11RS0016-01-2023-000244-05
Дело № 21-243/2023
(№ 12-45/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев 28 июня 2023 года в судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу защитника администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёминой О.В. на решение судьи Сыктывдинского районного суда от 18 мая 2023 года, которым постановление врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава Шучалиной Натальи Геннадьевны от 13 февраля 2023 года о признании администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей – оставлено без изменения, жалоба защитника администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми – без удовлетворения.
установил:
Постановлением врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 13 февраля 2023 года администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Оспаривая законность вынесенного постановления, защитник привлекаемого юридического лица Сёмина О.В. обратилась с жалобой в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, по результатам рассмотрения которой судьей принято решение об оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения, жалобы защитника без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, защитник администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В., уполномоченная соответствующей доверенностью, обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу приводя в обоснование положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23 сентября 2020 года исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации сельского поселения «Яснэг» удовлетворены.
...
...
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20 июня 2022 года в порядке процессуального правопреемства в рамках гражданского дела №2-448/2020 произведена замена должника с администрации сельского поселения «Яснэг» на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми.
На основании постановления отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 15 августа 2022 года в целях исполнения указанного решения возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен>.
В пункте 2 постановлении о возбуждении исполнительного производства от 15 августа 2022 года должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В рамках исполнительного производства администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» неоднократно вручались требования об исполнении требований исполнительного документа.
01 сентября 2022 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми исполнительского сбора, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением врио начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 06 декабря 2022 года администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми вновь вручено требование о необходимости в срок до 27 января 2023 года исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13 января 2023 года от должника в адрес отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми поступил ответ на данное требование, однако документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа в полном объеме, должником не представлено.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил, документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, представлены должником не в полном объеме.
В ходе рассмотрения жалобы районным судом представителем юридического лица факт неисполнения решения суда в полном объеме не оспаривался.
Основанием для привлечения администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к административной ответственности по обжалуемому постановлению должностного лица послужило то обстоятельство, что в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация не исполнила содержащиеся в исполнительном листе требования.
Факт совершения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств исполнения требований исполнительного документа администрацией не представлено.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья районного суда на основании фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора срок должником в отсутствие на то уважительных причин не исполнены.
При этом доводы жалобы в обоснование отсутствия вины администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, суд первой инстанции правомерно не признал их в качестве доказательств принятия должником всех мер для надлежащего исполнения судебного акта.
Так как обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствия вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено, принимая во внимание длительность неисполнения судебного постановления, которое составляет более 2 лет, совершение административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление должностного лица и последующее решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Совершенное администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылка администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на законодательно установленный порядок финансового обеспечения муниципального района, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа с учетом даты вступления в законную силу решения суда, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Зная о наличии возбужденного исполнительного производства и установлении нового срока исполнения судебного решения, должник к этому сроку обязан был принять все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа в рамках правовых процедур, предусмотренных законом. При наличии объективных причин для неисполнения судебного акта должник по исполнительному производству не лишен права обратиться в суд с соответствующим ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, либо использовать иные правовые способы для решения возникшей ситуации, однако указанные действия должником совершены не были, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми не имеется.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Как усматривается из постановления должностного лица и решения районного суда, описаны все обстоятельства имеющие отношение к рассматриваемому делу с указанием в хронологическом порядке всех действий судебного пристава и администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, послужившие основанием для привлечения последнего к административной ответственности.
Довод о том, что в постановлении и решении не изложено и не установлено событие административного правонарушения опровергается материалами дела.
Иные суждения жалобы защитника администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёминой О.В., приведенные в жалобе, в том числе о допущенных судьей описках, лишены бесспорных правовых аргументов и не опровергают установленные по делу обстоятельства. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении. Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность выводов должностного лица административного органа и суда, не приведено.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания незаконным установленного судебным приставом-исполнителем срока для исполнения судебного решения, с учетом длительности периода неисполнения решения суда, не установлено.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление врио начальника отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава Шучалиной Натальи Геннадьевны от 13 февраля 2023 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Сёминой О.В. - без удовлетворения.
Судья Е. В. Щенникова