Дело № 2-467/2024
УИД 21RS0023-01-2023-004211-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Краснове Д.В.,
с участием представителя истца Князькина К.А. – Францевой Л.Г., действующей на основании доверенности от дата,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары – Крупяковой А.В., действующей на основании доверенности от дата -----,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Князькина ФИО13 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности передать благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Князькин ФИО14 обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) о возложении обязанности передать во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на территории Московского муниципального района г. Чебоксары Чувашской Республики, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее принятых в г. Чебоксары Чувашской Республики социальных норм.
В обоснование заявленных требований указано, что Князькин К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать ФИО2 умерла, отец ФИО3 лишен родительских прав. На основании постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Князькин К.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При достижении 18-летнего возраста он жильем не обеспечен. Жилых помещений в его собственности не имеется. Он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: адрес, но в данной квартире не проживает, так как собственники этой квартиры, приходящиеся ему кровными родственниками по линии отца Князькина А.А., лишенного родительских прав, не желают его вселять и сохранять право пользования этим жилым помещением, препятствуют в проживании в этом жилом помещении. Своего жилья в собственности или на праве бессрочного пользования у Князькина К.А. нет. Предоставления жилого помещения исходя из даты включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противоречит положениям действующего законодательства. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», заявлены вышеуказанные требования.
Истец Князькин К.А. в судебное заседание не явился, обеспечил участие своего представителя.
Участвуя в ранее состоявшемся судебном заседании, истец Князькин К.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что после смерти матери и лишения биологического отца Князькина А.А. родительских прав опекунство над ним было оформлено его бабушкой со стороны матери – Францевой Л.Г., с которой он проживает в адрес по факту фактического предоставления. В настоящее время он обучается в техникуме, где обеспечен местом в общежитии. Его биологические родственники со стороны отца предприняли меры по признанию его (Князькина К.А.) утратившим право пользования жилым помещением, в котором он зарегистрирован, обратившись в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики с требованиями о признании его (Князькина К.А.) утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, по их иску к нему возбуждено гражданское дело. При достижении возраста 18 лет он как лицо, оставшееся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, что нарушает его права на жилище. Просит предоставить ему квартиру в административно-территориальных границах Московского района г. Чебоксары.
Представитель истца Князькина К.А. – Францева Л.Г. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что приходится Князькину К.А. бабушкой со стороны его матери, после смерти которой и лишения биологического отца Князькина А.А. родительских прав была назначена опекуном Князькина К.А. При достижении Князькиным К.А. совершеннолетнего возраста ее обязанности опекуна прекращены. С момента смерти ее дочери Князькиной Е.Г. ее сын Князькин К.А. (истец) проживал с ней (с Францевой Л.Г.). В настоящее время Князькин К.А. учится в техникуме, где обеспечен местом в общежитии, проживает в общежитии и в квартире Францевой Л.Г. В квартире по месту регистрации (адрес) Князькин К.А. проживать не имеет возможности, так как родственники со стороны отца, являющиеся собственниками этой квартиры, в этом препятствуют, не желая вселять его (ФИО1). В квартире по адрес раньше доля принадлежала ФИО3 – биологическому отцу истца, который (ФИО3) подарил свою долю своей матери ФИО4 Не вступившим в законную силу решением Московского районного суда адрес ФИО8 Республики от дата по делу ----- исковые требования ФИО4 к Князькину К.А. удовлетворены: Князькин К.А. признан прекратившим право пользования жилым помещением – квартирой ----- адрес со снятием с регистрационного учета с данного адреса. ФИО12, являясь бабушкой со стороны матери и бывшим опекуном Князькина К.А., не желает наделять последнего правом бессрочного пользования принадлежащей ей (ФИО12) квартирой адрес, поскольку он должен быть обеспечен жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей, при этом жилое помещение надлежит представить в границах адрес. Наличие правовых оснований требования о предоставлении жилого помещения в административно-территориальных границах адрес объяснить не смогла.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Крупякова А.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что жилое помещение Князькину К.А. будет предоставлено после того, как жилье будет получено другими лицами такой же категории, которые были включены в список до него. Предоставление Князькину К.А. жилого помещения в судебном порядке нарушает права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые поставлены в список на предоставление жилья раньше истца и тоже достигли совершеннолетнего возраста. Просила в иске отказать.
Третьи лица администрация Московского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектура и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики участие своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики с 15 сентября 2023 года как самостоятельное юридическое лицо прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является администрация города Чебоксары Чувашской Республики (по тексту решения именуется также администрация г. Чебоксары), в настоящее время является структурным подразделением администрации г. Чебоксары.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Статей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Князькин К.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Князькин ФИО15 родился дата в г. Чебоксары Чувашской Республики; его матерью является ФИО2, отцом ФИО3 (информация отдела ЗАГС администрации г. Чебоксары, копия свидетельства о рождении).
Мать Князькина К.А. – ФИО2 умерла дата (свидетельство о смерти ----- выдано дата).
Отец Князькина К.А. – ФИО3 лишен родительных прав на основании вступившего дата в законную силу решения Московского районного суда адрес ФИО8 Республики от дата по делу -----.
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- ФИО12 назначена опекуном малолетнего ФИО1, приходящегося ей внуком.
В учетном деле Князькина К.А. содержатся материалы, послужившие основанием для принятия его на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений.
На дату рассмотрения заявления о включении Князькина К.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в Едином государственном реестре недвижимости информация о правах Князькина К.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости отсутствовала (уведомление от дата).
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Князькин К.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При достижении Князькиным К.А. дата возраста 18 лет жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений ему не предоставлено.
На период рассмотрения настоящего дела Князькин К.А. сохраняет регистрацию по адресу: адрес (зарегистрирована по указанному адресу с дата).
Объект недвижимости – квартира площадью 52,7 кв.м., назначение: жилое, расположенная по адресу: ФИО8 Республика, адрес, находится в общей долевой собственности, собственниками долей являются: ФИО4 (2/3 доли в праве), ФИО5 (1/3 доля в праве) (выписка из Единого государственного реестра недвижимости дата).
По состоянию на дата в квартире площадью 52,8 кв.м. по адресу: адрес, состояли на регистрационном учете четыре человека: ФИО6 (мать лишенного родительских прав отца истца), ФИО7 (отец лишенного родительских прав отца истца), ФИО5 (брат лишенного родительских прав отца истца), ФИО1 (истец).
В дело представлен утвержденный дата главой администрации Московского района г. Чебоксары акт об установлении факта возможности (невозможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются, от дата, согласно которому комиссия приняла решение о признании невозможности проживания Князькина К.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, так как он собственником жилого помещения не является.
Не вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от дата по делу ----- удовлетворены исковые требования ФИО4 к ФИО1, и ФИО1 признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, на отдел по вопросам миграции Отдела полиции ----- УМВД России по адрес возложена обязанность снять ФИО1 с регистрационного учета с обозначенного адреса.
Как следует из пояснений истца ФИО1 и его представителя ФИО12, ФИО1 после смерти матери и лишения отца родительских прав постоянно проживал со своей бабушкой ФИО12, назначенной его опекуном, по адресу: адрес
Квартира площадью 72,4 кв.м., расположенная по адресу: ФИО8 Республика, адрес, пр-кт М. Горького, адрес, находится в единоличной собственности ФИО12, правами ФИО1 данный объект не обременен (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от дата).
В выписке из лицевого счета, составленной управляющей организацией ООО «ЭДО», указано, что по состоянию на дата в адрес с дата постоянно зарегистрирована ФИО12 (другие лица не указаны).
Согласно представленному в дело акту об установлении факта возможности (невозможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются, от дата, утвержденному главой администрации Московского района г. Чебоксары, комиссия приняла решение о признании невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес так как он собственником жилого помещения не является.
Оценивая право проживания Князькина К.А. в жилых помещениях, расположенных по адресам: 1) адрес; 2) адрес суд приходит к выводу, что собственники этих помещений не желают наделить Князькина К.А. правом бессрочного пользования этими жилыми помещениями, при этом его проживание в этих жилых помещениях зависит от волеизъявления собственников, самостоятельным правом бессрочного пользования, не зависящего от волеизъявления собственников, он не обладает.
Князькин К.А. собственником объектов недвижимости, являющихся жилыми помещениями, не являлся и не является (уведомления из Единого государственного реестра недвижимости от дата, дата).
В дело представлена информация, что на основании приказа о зачислении от дата ------к Князькин К.А. является обучающимся очной формы обучения первого курса ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии по основной образовательной программе среднего профессионального образования, период обучения с дата по дата, на гособеспечении не находится. На основании приказа от дата ------ОД обучающемуся 1 курса ФИО1 с дата предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: адрес (ком. -----), и он имеет временную регистрацию по указанному адресу на период обучения в образовательной организации, является получателем социальной стипендии как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что истец Князькин К.А. на законных основаниях включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, после включения в этот список и достижения возраста 18 лет он жилым помещением специализированного жилищного фонда г. Чебоксары по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечен.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Чувашской Республики от 6 февраля 2009 года № 5 «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с п.10 и п. 10.1 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению в соответствии со статьей 23.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигшим возраста 23 лет. Порядок предоставления указанным лицам социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики. (п. 10.1 введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37)
Частью 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 9 ст. 23.1 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, соответствующие требованиям, указанным в ч. 1 ст. 23.4 настоящего Закона, имеют право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее также – социальная выплата) (абзац введен Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37).
Согласно ч. 12 ст. 23.1 данного Закона полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. (в ред. Закона Чувашской Республики от 24 декабря 2021 № 104)
Статьей 23.4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом Чувашской Республики от 20 мая 2021 года № 37) предусмотрено предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения лицам, включенным в список. В редакции Закона Чувашской Республики от 7 июля 2023 года № 45 право на однократное предоставление социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории Чувашской Республики, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов, при одновременном соблюдении определенных условий, имеет лицо, достигшее возраста 21 года, которое включено в список. Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы приведенных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
На основании заключенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией города Чебоксары соглашений бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлены субвенции.
На дату рассмотрения искового заявления истец Князькин К.А. достиг восемнадцатилетнего возраста, при достижении которого он должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда на условиях найма специализированных жилых помещений, при этом он в настоящее время не соответствует требованиям для реализации права на жилое помещение путем получения социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории г. Чебоксары Чувашской Республики.
Вместе с тем, суд не находит основанными на положениях норм права исковые требования о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности передать Князькину К.А. жилое помещение, расположенное на территории Московского района г. Чебоксары, поскольку в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с учетом норм права Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» специализированный жилищный фонд - совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципальных жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации и главы 3 названного Закона Чувашской Республики.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части, и на администрацию г. Чебоксары возлагается обязанность предоставить Князькину К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд не находит оснований для указания конкретных характеристик жилого помещения, поскольку такие требования в рассматриваемом случае предусмотрены законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенных судом исковых требований.
При обращении с исковым заявлением Князькиным К.А. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается чеками-ордерами ПАО Сбербанк от дата на сумму 150 руб. 00 коп. (-----
Учитывая удовлетворение судом исковых требований, в пользу истца в счет возмещения судебных расходов, понесенных при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Князькина ФИО16 (ИНН -----) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) о возложении обязанности во внеочередном порядке передать по договору о специализированном найме благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее принятых в городе Чебоксары социальных норм, на территории Московского муниципального района г. Чебоксары Чувашской Республики – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) обязанность предоставить Князькину ФИО17, дата года рождения, ИНН -----, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда адрес по нормам предоставления по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в пользу Князькина ФИО18 (ИНН ----- в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова
Мотивированное решение составлено дата.