ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тишакова И.А. Дело № 7-47/2021
РЕШЕНИЕ
18 февраля 2021 года город Липецк
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев жалобу ООО «Агроторг» на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 24 декабря 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Агроторг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 24 декабря 2020 года ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно постановлению, в нарушение пункта 1.5 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» 12 октября 2020 года в период с 16 часов 45 минут по 17 часов 34 минуты ООО «Агроторг» осуществляло деятельность в объекте торговли - магазине (универсаме) «Пятерочка» по адресу:<адрес>, не выполнив правила поведения при ведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно:
- не обеспечило установление специального режима допуска граждан в торговый объект;
- не обеспечило нахождение в торговом зале граждан без использования маски, закрывающей нос и рот;
- не обеспечило помещение бактерицидными лампами;
- не обеспечило соблюдение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ООО «Агроторг» выражает несогласие с принятыми постановлением, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, просит изменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В Липецкий областной суд участники производства по настоящему делу об административном правонарушении не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщили.
ООО «Агроторг» в лице своего представителя по доверенности ФИО7 в письменном заявлении просит рассмотреть дело в их отсутствие, поддержав доводы своей жалобы.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о следующем.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Соответствующие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного выше Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, постановил в пункте 1.5 Постановления от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности, а в пункте 1.3 Постановление от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Липецкой области приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ, Постановлением Администрации Липецкой области от 31 августа 2012 года № 358 «О Липецкой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Липецкой области» распоряжением Администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года № 102-р с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования; границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определить в пределах границ Липецкой области.
Согласно абзацу шестому пункта 1.5 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» (с последующими изменениями и дополнениями), изданного в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возложена обязанность на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Липецкой области, обеспечить осуществление мероприятий, указанных в Приложении 4 к настоящему постановлению. В частности, обеспечить осуществление следующих мероприятий:
5. Взаимодействие работников с гражданами на расстоянии не менее 1,5 метра, нанесение соответствующей разметки на пол и стены помещений;
11. Применение в помещениях бактерицидных ламп (при наличии возможности).
Подпунктом 1 пункта 1.6 на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории, не допускать в используемые для осуществления их деятельности здания, строения, сооружения (помещения в них), общественный транспорт, легковое такси граждан без использования маски, закрывающей нос и рот (подпункт 2 пункт 1.6).
Как видно из материалов дела, в процессе проведенного осмотра в магазине были выявлены перечисленные выше нарушения противовирусного режима.
Собранные доказательства, которым в постановлении дана надлежащая оценка, правильно признаны достаточными для вывода о наличии состава вмененного административного правонарушения.
Факт правонарушения и виновность ООО «Агроторг» подтверждены протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2020 года, объяснением администратора магазина ФИО6 от 12 октября 2020 года, протоколом осмотра помещения магазина «Пятерочка» от 12 октября 2020 года, фотоматериалами, видеозаписью.
Оценив представленные доказательства, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, судья пришел к выводу о том, что деяние Общества, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При этом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «Агроторг» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о рекомендательном характере пункта 11 приложения № 4 к постановлению от 26 марта 2020 года № 159 не могут повлечь иной исход дела, поскольку указанное постановление по своему характеру и содержанию является нормативным актом (общеобязательным актом). Положения же названного пункта о соблюдении определенных требований при наличии возможности фактически предписывают необходимость использования такой возможности, что в противном случае и обусловливает наступление ответственности.
В данном случае, как видно из материалов дела, возможность применения бактерицидных ламп в помещении магазина имелась, и какие-либо данные о наличии для этого объективных препятствий технического или иного характера отсутствуют.
Само по себе устранение нарушений в данном случае не может повлечь иной исход рассмотрения дела.
Довод об отсутствии обязанности ООО «Агроторг» обеспечивать соблюдение социального дистанцирования между гражданами (покупателями) несостоятелен, поскольку в силу подпункта 2 пункта 1.6 постановления Администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 (в редакции по состоянию на 12 октября 2020 года) органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, признания вмененного ООО «Агроторг» административного правонарушения малозначительным, являются также несостоятельными в связи со следующим..
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем невыполнение юридическим лицом в общественном месте установленных правил указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Равным образом являются несостоятельными доводы жалобы о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
При назначении наказания судьей учитывалось наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей в связи с созданием в месте массового нахождения людей (работников магазина и посетителей) обстановки, способствующей распространению коронавирусной инфекции, а также множественность выявленных нарушений и их характер. В частности, отсутствие масок на лицах работников и посетителей торгового зала обусловливали беспрепятственность распространения коронавирусной инфекции воздушно-капельным путем.
Кроме того, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ распространяются лишь на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Данный контроль осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В рассматриваемом случае проводилась не проверка, а проводилось информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Липецкой области, в частности, в магазине, принадлежащем ООО «Агроторг», в соответствии с приказом административного органа от 12 октября 2020 года № 204 «О проведении информационно-аналитического наблюдения».
Таким образом, выезднаяпроверка(какплановая, так ивнеплановая) в отношении магазина, принадлежащего ООО «Агроторг», административным органом не проводилась, нарушения выявлены в ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Липецкой области.
Следовательно, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Кроме того, материалами дела не установлены иные обстоятельства, позволяющие по настоящему делу освободить ООО «Агроторг» от административного наказания с назначением предупреждения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность выводов судьи, жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судьи, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░