Дело № 2-1038/2020
УИД 18RS 0009-01-2020-001487-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года с.Шаркан УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.П.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Шарканского района УР Семенова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Парифонову А.В. о проведении специальной оценки условий труда,
у с т а н о в и л:
прокурор Шарканского района Удмуртской Республики, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Парифонову А.В. (далее - ИП Парифонов А.В., ответчик) о проведении специальной оценки условий труда, указав в обоснование следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства ИП Парифоновым А.В.
В ходе проверки установлено, что приказом ИП Парифонова А.В. №1 от 01 сентября 2019 года утверждено штатное расписание, согласно которому, у ответчика имеются следующие должности: пилорамщик - 2 штатных единицы, заточник - 1 штатная единица, управляющий производством - 1 штатная единица, разнорабочий - 2 штатных единицы, а всего 6 штатных единиц.
В нарушение положений ст.212 ТК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочих местах по вышеуказанным должностям ИП Парифоновым А.В. не проведена.
Бездействие ответчика, выражающееся в непроведении специальной оценки условий труда, нарушает права работников в сфере охраны труда.
Круг работников ответчика меняется и является неопределенным.
Ссылаясь на изложенное, ст.45 ГПК РФ, прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести специальную оценку условий труда рабочих мест пилорамщиков, заточника, управляющего производством, разнорабочих.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарканского района Удмуртской Республики Семенов В.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, в обоснование привел изложенные выше доводы.
Ответчик - ИП Парифонов А.В., будучи надлежаще извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, в котором, кроме того, указал на признание заявленных прокурором исковых требований в полном объеме. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 ТК РФ закреплено право работодателя реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, и обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Частью 1 ст.209 ТК РФ определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426 -ФЗ).
Согласно ч.1, ч.2 ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов Производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст.7 Федерального закона № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.8 вышеназванного Закона обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Парифонов А.В. с 31 декабря 2009 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.22).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Шарканского района УР проведена проверка исполнения ИП Парифоновым А.В. требований трудового законодательства (л.д.4).
Проведенной проверкой установлено, что указанные выше требования трудового законодательства ИП Парифоновым А.В. не соблюдаются.
Так, согласно утвержденному приказом ИП Парифонова А.В. №1 от 01 сентября 2019 года штатному расписанию, в штате ответчика имеются следующие должности: пилорамщик - 2 штатных единицы, заточник - 1 штатная единица, управляющий производством - 1 штатная единица, разнорабочий - 2 штатных единицы.
Факт наличия у ИП Парифонова А.В. указанных штатных единиц, кроме того, подтверждается представленными в материалы дела трудовыми договорами, заключенными между ответчиком (работодателем) и физическими лицами (работниками) (л.д.7-8, 9-10, 11), табелями учета рабочего времени (л.д.15, 16, 17, 18).
При этом, как следует из письменного ответа на соответствующий запрос прокурора Шарканского района (л.д.13), в нарушение приведенных выше норм действующего законодательства специальная оценка условий труда в отношении существующих рабочих мест ответчиком не проведена.
Игнорирование работодателем требований ст.ст. 22, 212 ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ по проведению специальной оценки условий труда лишает работников, а также лиц, ищущих работу, права на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочих местах, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных фактов, о существующем риске повреждения здоровья, а также о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Таким образом, выявленные факты являются нарушением трудового законодательства, а также конституционных прав работников, которым гарантировано право на работу в условиях, соответствующих трудовому законодательству.
Поскольку кадровый состав в процессе деятельности ответчика меняется, а также в связи с тем, что на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. Кроме того, специальная оценка условий труда рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, такая оценка призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Шарканского района УР законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд также отмечает, что исковые требования признаны ответчиком, последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны, о чем свидетельствует его письменное заявление. О признании иска ответчиком заявлено добровольно, оснований полагать иное у суда не имеется. Признание ответчиком иска прокурора не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание ответчиком иска прокурора о проведении специальной оценки условий труда, что в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ также является основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Парифонову А.В. о проведении специальной оценки условий труда удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Парифонова А.В. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест пилорамщиков, заточника, управляющего производством, разнорабочих.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через Воткинский районный суд УР в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: Т.П.Макарова
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2020 года.