50RS0039-01-2022-013512-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2023г. г.Раменское М.о.
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.,
при секретаре Дядиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7427/2023 по иску Администрации Раменского городского округа Московской области к ФИО2, третье лицо Министерство жилищной политики Московской области о сносе объекта капитального строительства,
установил:
Администрация Раменского городского округа Московской области обратилась в суд с исковыми требованиями, согласно последней редакции, о признании самовольной постройкой объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер>, обязать ФИО2 снести объект самовольного строительства в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнении решения суда в установленный срок взыскать судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта до фактического его исполнения (т. 2 л.д. 28-29). В обоснование иска указали, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 10867 кв. м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной застройки, застройки объектами торгово-складского и иного назначения, по адресу: <адрес>. На земельном участке ответчиком возведено нежилое здание, являющееся самовольной постройкой. Государственная регистрация права собственности ответчика на указанное строение не произведена.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен судом надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явилась, ее представители просили в иске отказать, ссылаясь на экспертное заключение.
Представитель третьего лица Министерства жилищной политики Московской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Судом определено в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей ответчика, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что в Администрацию Раменского городского округа Московской области поступило уведомление Главного управления государственного строительного надзора Московской области о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером <номер> (т. 1 л.д. 12-14).
Главным управлением государственного строительного надзора Московской области было установлено, что ФИО2 без получения разрешения на строительство на данном земельном участке возведен объект капитального строительства: «нежилое здание». Государственная регистрация права собственности ответчика на указанное здание не произведена. Возведенное ответчиком нежилое здание содержит признаки объекта капитального строительства, поскольку имеется прочная связь с землей, конструктивные характеристики не позволяют осуществить их перемещение, демонтаж и последующую сборку без нанесения несоразмерного ущерба назначению (т. 1 л.д. 15-16).
Из иска следует, что по сведениям Ведомственной информационной системы Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Градостроительный план на земельный участок <номер>, разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию администрацией не выдавалось.
Согласно сведениям из ЕГРН правообладателем спорного земельного участка являлась ФИО2
Таким образом, разрешение на строительство выявленного объекта отсутствует, возведение объекта осуществлено в отсутствие исходно-разрешительной документации. Данное обстоятельство представителями ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия, создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260), Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 указанного Кодекса.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Использование самовольной постройки не допускается, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки,, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности: осуществление строительства на основе документов территориального планирования; правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
На основании п. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
С целью установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения заявленного спора, судом назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО Группа Компаний «ЭКСПЕРТ». Экспертное заключение представлено в материалы дела; ни одной из сторон не оспорено.
Из заключения следует, что эксперты с учетом отсутствия у спорного строения неразрывно связанного с основанием фундамента, неразрывно связанных с ним несущих и ограждающих конструкций, наличия сборного конструктивного решения ограждающих и несущих конструкций здания пришли к выводу, что объект исследования представляет собой здание, перемещение которого возможно (демонтаж с последующей сборкой сооружения без нанесения ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения).
То есть экспертами установлено, что спорный объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не является объектом капитального строительства; соответствует следующим нормативно-техническим требованиям: строительным, санитарно-гигиеническим, пожарным, градостроительным. Объект не расположен в пределах ЗОУИТ охранных зон инженерных сетей, особо охраняемых природных территорий, природных экологических территорий и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласование размещения объектов некапитального строительства в границах приаэродромных территорий не предусмотрено Федеральным законом от <дата>. №135-ФЗ. Спорный объект соответствует требованиям: Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральному закону №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исследованное экспертами строение не нарушает права и охраняемые интересы третьих лиц; не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В результате проведенных исследований не выявлено нарушений при возведении объекта на территории земельного участка с кадастровым номером <номер>.
Оценивая экспертное заключение, суд признает его достоверным доказательством, поскольку экспертное заключение отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, заключение научно обосновано, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, т.е. заключение получено с соблюдением процедуры, обеспечивающей ответственность экспертов за результаты исследования, не доверять их заключению у суда оснований не имеется. При этом суд отмечает, что они согласуется с представленными в материалы дела иными доказательствами, заключение сторонами спора не оспорено и не опровергнуто.
Таким образом, судом установлено, что спорное сооружение не является самовольной постройкой по смыслу действующего законодательства, так как данное сооружение не является объектом недвижимости; доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан при эксплуатации принадлежащего ответчику сооружения стороной истца, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ <░░░░░>, ░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░2, ░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ — ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░ <░░░░░>, ░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 150 000 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2023░.