Дело № 13а-2/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
п. Агинское 23 января 2023г.
Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Красулиной И.Н.,
при секретаре Батоевой Ж.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Агинского района Забайкальского края Батомункуева Ж.Ж.,
рассмотрев заявление администрации городского округа «Поселок Агинское» об изменении способа и порядка исполнения решения Агинского районного суда Забайкальского края от 27.05.2021 года по административному делу № 2а-489/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа «<адрес>» обратилась в суд с названным заявлением, указывая, что решением Агинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №а-489/2021 постановлено обязать ответчика администрацию городского округа «<адрес>» устранить выявленные нарушения в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно обеспечить создание и содержание не менее 800 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в секторе индивидуальной жилой застройки. ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Агинского РОСП вручила администрации постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП со сроком исполнения 5 дней с момента получения постановления, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день всего построено 20 контейнерных площадок в жилом секторе поселка, территории мкр. Западный, в районе мясокомбината и т.д. Администрация считает, что решение является неисполнимым, поскольку возникли препятствия исполнению судебного акта, а именно, отсутствие в ГО «<адрес>» управляющей компаний, следовательно, содержание контейнерных площадок возлагается на орган самоуправления, в бюджете которого на указанные цели средств не имеется. Поскольку территория поселка имеет большую площадь и для обеспечения контейнерными площадками понадобятся крупные финансовые затраты. ДД.ММ.ГГГГ администрация обращалась в Министерство финансов <адрес> и в Министерство природных ресурсов <адрес> с просьбой учесть финансирование на исполнение вышеуказанного судебного решения и оказать помощь бюджету городского округа. Ответов на данные письма не получили.
23.11.2022г. главой ГО «<адрес>» утвержден реестр существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), на территории ГО «<адрес>», который согласован с ООО «Олерон+». Согласно п.15 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным способом (без накопления ТКО на контейнерных площадок). Просит изменить способ и порядок исполнения решения Агинского районного суда от 27.05.2021г., обязать администрацию ГО «<адрес>» обеспечить создание и содержание дополнительных площадок накопления твердых коммунальных отходов согласно утвержденному реестру существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), на территории ГО «<адрес>» от 23.11.2022г.
Заявитель администрация городского округа «<адрес>» Элбыков Ч.Ю., Базаржапова С.Б. по доверенности, просили об удовлетворении заявления.
Старший помощник прокурора <адрес> Батомункуев Ж.Ж. полагал невозможным удовлетворить заявление администрация городского округа «<адрес>».
В силу статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Изучив заявление и материалы гражданского дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Приведенные нормы не содержат перечня оснований для изменения способа исполнения решения суда, предусматривая общий критерий для изменения способа исполнения - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Указанные обстоятельства суд устанавливает в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон. Основания для изменения способа исполнения судебного постановления должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом, должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможное изменение способа исполнения судебного постановления должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом следует учесть, что изменение способа и порядка исполнения не может изменить содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований.
После объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его (часть 1 статьи 184 КАС РФ).
Решением Агинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск прокурора <адрес> удовлетворен частично. Признано незаконным непринятие (бездействие) администрацией городского округа «<адрес>» надлежащих мер, предусмотренных законодательством по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в количестве не менее 800, по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. На администрацию городского округа «<адрес>» возложены обязанности определить и составить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в секторе индивидуальной жилой застройки на территории населенного пункта в <адрес> в количестве не менее 800; обеспечить создание и содержание не менее 800 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в секторе индивидуальной жилой застройки на территории населенного пункта в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист серии ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Агинского РОСП возбудил исполнительное производство №-ИП.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Размещение, оборудование и эксплуатацию мест сбора ТКО должна осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями главы 2 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 и пунктами 2.8, 2.9, 2.10 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.
2.10.2. Требования к контейнерным площадкам, в т.ч. к минимальной периодичности вывоза отходов, установлены в СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Довод заявителя об отсутствии финансирования, желании сохранить бестарный (помешковый) способ ТКО не относятся к числу обстоятельств, являющихся основаниями для изменения способа и порядка исполнения вступившего в законную силу судебного акта, являющегося обязательными для органов местного самоуправления, и подлежащего исполнению на всей территории Российской Федерации.
Между тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств в обоснование своих требований об изменении способа и порядка исполнения решения суда, подтверждающих наличие обстоятельств, носящих исключительных характер и свидетельствующих о серьезных препятствиях к совершению исполнительских действий.
Таким образом, не представлены в суд доказательства, подтверждающие невозможность исполнения вступившего в законную силу решения суда, а предложенный им порядок исполнения решения суда не соответствует требованиям закона, поскольку направлен на изменение содержания вынесенного судом решения. Отмена или изменение нормативных правовых актов, примененных судом при разрешении административного спора, не относится к числу обстоятельств, являющихся основанием для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
В подтверждение заявленных требований администрация представила реестр существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), на территории ГО «<адрес>» от 23.11.2022г. В 2021 году дефицит бюджета городского округа «<адрес>» составил 7 134,3 руб., а также письма, адресованные Министерствам финансов и природных ресурсов <адрес>, по вопросу оказания финансовой помощи округу для исполнения названного решения суда.
Министерство финансов <адрес> в своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовало администрации городского округа «<адрес>» проработать с Министерством природных ресурсов <адрес> вопрос по применению оптимальной схемы сбора мусора с наименьшими затратами. Кроме того отметило, что заявляемая городским округом «<адрес>» потребность на вышеуказанные цели отсутствует в представленном на согласование Плане комплексного развития городского округа на перио<адрес> годы. Предложено доработать План комплексного развития по данному направлению.
Из представленных заявителем доказательств не следует принятие им исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения. Напротив, из ответа Министерства финансов <адрес> следует, что вопрос создания и содержания 800 площадок накопления твердых коммунальных расходов в секторе индивидуальной жилой застройки не включен в План комплексного развития городского округа «<адрес>» на перио<адрес> годы.
Кроме того, суд учитывает, что решение суда направлено на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, наличие которых представляет опасность для здоровья граждан и окружающей среды, а применение отсрочки его исполнения повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Поскольку заявителем администрацией городского округа «<адрес>» не представлены достаточные и убедительные доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения и являющихся основанием для изменение способа и порядка исполнения решения суда, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №░-489/2021 ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░