Дело № 2-108/2023 №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серёгиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МБОУ Первомайская ООШ, отделу образования администрации Севского муниципального района, администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с иском к администрации МО «Севский муниципальный район», отделу образования администрации Севского муниципального района, МБОУ Первомайская ООШ о понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса, по результатам которой в МБОУ Первомайская ООШ выявлены факты несоблюдения обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних.
Проведенной проверкой установлено, что МБОУ Первомайская ООШ имеется 21 оконный блок, из них в кабинете начальных классов – 2, в кабинете начальных классов (2) – 1, в кабинете начальных классов (3) – 1, в кабинете немецкого языка – 1, в кабинете русского языка – 2, в кабинете биологии – 2, в кабинете математики – 2, в кабинете истории – 1, в кабинете физики – 2, в спортзале 3, в мастерской – 2, в туалете – 2, которые в нарушение п. 5.1.8 ГОСТа 23166-99 не оснащены замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Непринятие МБОУ Первомайская ООШ необходимых мер по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ Первомайская ООШ является администрация Севского муниципального района Брянской области.
Таким образом, администрация муниципального образования «Севский муниципальный район» наделена полномочиями по финансированию указанного учреждения.
По результатам проверки прокуратурой района директору МБОУ Первомайская ООШ 21.02.2023г. внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса. По результатам рассмотрения указанного представления в прокуратуру района поступил ответ, согласно которому образовательным учреждением подана заявка в отдел образования администрации Севского монопольного района о выделении дополнительного финансирования на устранение нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены, денежные средства не выделены.
Просит:
- обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в рамках представленных полномочий профинансировать мероприятия по оснащению 21 оконного блока в МБОУ Первомайская ООШ замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок;
- обязать отдел образования администрации Севского муниципального района распределить поступившие денежные средства согласно смете расходов на оснащение 21 оконного блока в МБОУ Первомайская ООШ замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок;
- обязать МБОУ Первомайская ООШ оснастить 21 оконных блока замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Представитель ответчика МБОУ Первомайская ООШ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело без его участия, исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика МБОУ Первомайская ООШ.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. поддержала заявленные требования в части к ответчику МБОУ Первомайская ООШ по доводам, изложенным в иске, в части исковых требований к ответчикам администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» и отделу образования администрации Севского муниципального района просит принять отказ от иска.
Представитель администрации Севского муниципального района Брянской области Белоусова Л.В. (по доверенности), представитель отдела образования администрации Севского муниципального района Брянской области Афанаскина А.А. не возражали в удовлетворении в части исковых требований, заявленных прокурором к МБОУ Первомайская ООШ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, огласив их, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г.) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г.).
02.12.1999г. Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве принят межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия» (далее ГОСТ 23166-99).
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке. Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании.
Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТа 23166-99).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ № от ДАТА. МБОУ Первомайская ООШ является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом образовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность (л.д.14-20), в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Согласно акту проверки от 20.02.2023 года, в ходе проведенной прокуратурой Севского района Брянской области проверки установлено, что в МБОУ Первомайская ООШ имеются 21 оконных блоков, которые в нарушение п. 5.1.8 ГОСТа 23166-99 не оснащены замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (л.д.6).
По результатам проверки в адрес директора МБОУ Первомайская ООШ прокурором Севского района Брянской области внесено представление №26/2023 от 21.02.2023г. об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса (л.д.7-8).
В своем ответе на представление МБОУ Первомайская ООШ указало о возможности устранения выявленных нарушений при наличии финансирования, со ссылкой на поданную заявку о выделении денежных средств для исполнения указанных в представлении мероприятий (л.д.9, 12).
По информации отдела образования администрации Севского муниципального района № 231 от 28.03.2023г., денежные средства на финансирование мероприятий по оборудованию окон в образовательных организациях будут выделены после проведения сессии районного Совета народных депутатов в июне 2023 года. В настоящее время лимиты в бюджете муниципального района на приобретение замков безопасности отсутствуют(л.д.11).
Из акта проверки от 30.03.2023г. следует, что на указанную дату оконные блоки в МБОУ Первомайская ООШ не оснащены замками безопасности (л.д. 13).
Согласно имеющейся информации отдела образования администрации Севского муниципального района от 19.04.2023г., в рамках муниципальной программы «Развитие образования Севского муниципального района Брянской области» на замену оконных блоков муниципальных образовательных организаций Брянской области в 2017-2022 гг. произведены расходы в отношении МБОУ Первомайская ООШ в 2021г. в сумме <...> руб. (л.д.71)
В материалах дела имеются договоры подряда № от ДАТА., № от ДАТА., №, подтверждающие замену оконных блоков в МБОУ Первомайская ООШ (л.д.48-69).
Вместе с тем, до настоящего времени, указанные в иске требования прокурора ответчиком МБОУ Первомайская ООШ в полном объеме не исполнены.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом представлены суду доказательства того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Сторона ответчика исковые требования признала, представленные стороной истца доказательства опровергнуты не были.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие замков безопасности на оконных блоках не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области охраны жизни и здоровья граждан, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд считает требования прокурора о понуждении МБОУ Первомайская ООШ к совершению указанных в иске действий законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, при этом суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Принимая во внимание, что отказ от иска является правом истца, отказ от исковых требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять отказ в части исковых требований к ответчикам администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» и отделу образования администрации Севского муниципального района, производство по делу в данной части прекратить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МБОУ Первомайская ООШ оснастить 21 оконных блока замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Принять отказ от иска прокурора Севского района Брянской области в части исковых требований:
Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в рамках представленных полномочий профинансировать мероприятия по оснащению 21 оконного блока в МБОУ Первомайская ООШ замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок;
Обязать отдел образования администрации Севского муниципального района распределить поступившие денежные средства согласно смете расходов на оснащение 21 оконного блока в МБОУ Первомайская ООШ замками безопасности, подлежащими установке в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок,
а производством по делу в данной части прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
Судья Севского
районного суда В.И. Рухмаков
Помощник судьи И.В. Серёгина