Дело № 2а-1-747/2022
УИД №73RS0012-01-2022-001125-82
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 декабря 2022 года г. Димитровград
Ульяновская область
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А..,
при секретаре Завтоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения здравоохранения «Рязановская участковая больница» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Пастбиной Ангелине Юрьевне, ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение здравоохранения Рязановская участковая больница (далее - ГУЗ Рязановская участковая больница) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Пастбиной А.Ю., ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, в обоснование указывает следующее.
26.10.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области рассмотрены материалы исполнительного производства от 26.09.2022 №77531/22/73046-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного Арбитражным судом Ульяновской области, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 18389,80 руб., в отношении должника ГУЗ Рязановская участковая больница.
По итогам рассмотрения вынесено постановление ведущего судебного пристава-исполнителя от 26.10.2022, полученное ГУЗ Рязановская участковая больница через портал государственных услуг 26.10.2022, о взыскании с ГУЗ Рязановская участковая больница исполнительного сбора в размере 10000 руб. в связи с неисполнением в срок данного исполнительного документа.
Положениями ч.1, ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Между тем, у ГУЗ Рязановская участковая больница отсутствовала возможность исполнить исполнительный документ, выданный Арбитражным судом Ульяновской области, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 18389,80 руб., по следующим обстоятельствам.
Согласно Уставу ГУЗ Рязановская участковая больница является некоммерческим бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Учредитель). Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.4.1). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.4.2). Основными источниками финансовых ресурсов Учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий (п.4.4.1).
Денежные средства, находящиеся в распоряжении ГУЗ Рязановская участковая больница, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ульяновской области на 2018 год, утвержденной Законом Ульяновской области от 27.11.2020 №141-30 «Об областном бюджете Ульяновской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
Таким образом, ГУЗ Рязановская участковая больница не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, не может исполнить исполнительный документ в связи с недостаточным финансированием.
ГУЗ Рязановская участковая больница не отстраняется и не уклоняется от исполнения указанного постановления.
Кроме того, ГУЗ Рязановская участковая больница неоднократно обращалось в адрес Учредителя - Министерства здравоохранения Ульяновской области с просьбой о выделении денежных средств на исполнение требований, в том числе данного исполнительного документа, указывая на возбуждение исполнительного производства (обращения от 10.01.2019 №2, от 01.04.2020 №67).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочите или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии счастью 3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-11, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительный сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Принимая во внимание, что ГУЗ Рязаиовская участковая больница является бюджетным учреждением, основными целями деятельности которого являются осуществление, развитие и совершенствование доврачебной, врачебной, специализированной, лечебно-диагностической и профилактической помощи населению, а основным источником финансирования являются средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий, - нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися, вне контроля ГУЗ Рязановская участковая больница, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности.
Так, согласно Распоряжению Министерства здравоохранения Ульяновской области от 06.07.2020 №1253-р и договору от 07.07.2020 № 164 о представлении субсидий государственному учреждению здравоохранения Рязановская участковая больница Министерством здравоохранения Ульяновской области были выделены субсидии на осуществление выплат по исполнению исполнительных документов в сумме 791400 руб., в том числе на оплату указанного исполнительного документа.
Данная субсидия была перечислена ГУЗ Рязановской участковой больнице распоряжением на зачисление средств от 09.07.2020 № 235203 в сумме 791400 руб. и поступила на лицевой счет 09.07.2020.
Таким образом, возможность исполнения исполнительного документа была поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Ульяновской области денежных средств на эти цели.
Таким образом, у ГУЗ Рязановская участковая больница отсутствовала реальная возможность исполнения исполнительного документа к моменту истечения срока добровольного исполнения и до фактического поступления денежных средств на лицевой счет, в связи с чем исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Считает, что в действиях ГУЗ Рязановская участковая больница отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Просит освободить ГУЗ Рязановская участковая больница от взыскания исполнительского сбора в размере 10000 руб. по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Пастбиной А.Ю. от 26.10.2022.
Представитель административного истца – главный врач ГУЗ К. в судебном заседании отсутствовал, просил административное дело рассмотреть без его участия.
Административные ответчики либо их представители в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще и своевременно.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
По правилам, установленным частью 2 данной статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
Таким образом, заявленные требования подлежат рассмотрению Арбитражным судом, а не судом общей юрисдикции, так как предметом оспаривания являлись постановления судебного пристава исполнителя по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительного документа, выданного Арбитражным судом Ульяновской области.
В силу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 128 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность дел, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (Постановление от 16 марта 1998 года N 9-П, определения от 11 июля 2006 года N 262-О и от 15 января 2009 года N 144-О-П, Постановление от 21 января 2010 года N 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
Положениями статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2). Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (часть 2.1).
Суд, проанализировав приведенные положения закона и правовые позиции, приходит к выводу о том, что рассмотрение данного административного искового заявления относится к подсудности Арбитражного суда Ульяновской области, и не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения здравоохранения «Рязановская участковая больница» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области Пастбиной Ангелине Юрьевне, ОСП по Мелекесскому и Новомалыклинскому районам УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 15 дней.
Судья И.А. Рыбаков