Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 18 марта 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Добиной Д.Д.,
с участием прокурора Никитиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-720/2022 по административному исковому заявлению Мартыновой Натальи Игоревны к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
установил:
Мартынова Н.И. обратилась в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим со дня его принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером №.
В обоснование требований ссылается на то, что вышеуказанное нежилое здание, принадлежащее ей на праве собственности, не соответствует критериям административно-делового либо торгового центра, установленным налоговым законодательством. В аренду третьим лицам сдано менее 20% от общей площади здания. Полагает, что включение нежилого здания в Перечень противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ и нарушает ее права, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество в повышенном размере.
Представитель административного истца Чуйков А.Г., действующий на основании доверенности от 18.01.2022, в судебное заседание, назначенное на 18.03.2022 с применением средств видеоконференцсвязи, обеспеченной Краснодарским краевым судом, не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 02.03.2022 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самаркой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать, поскольку нежилое здание с кадастровым номером № имеет наименование «административное здание» и расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «занимаемое административным зданием», что позволяет отнести его к объектам административного назначения на основании подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее также Перечень).
Данный приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020.
Таким образом, оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован, что административным истцом не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В указанный выше Перечень на 2021 год под пунктом № 1193 включено нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 431, 3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания с 22.06.2006 является Мартынова Н.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.01.2022, 04.03.2022.
Административный истец обратилась в суд 21.01.2022, то есть по истечении срока действия нормативного правового акта (2021 год). Вместе с тем, поскольку нормативный правовой акт не отменен, сохраняется обязанность административного истца по уплате на основании данного акта налога на имущество за 2021 год, суд полагает, что Мартынова Н.И. вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
В качестве основания к включению спорного нежилого здания в Перечень министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на соответствие здания критериям подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного (офисного) или коммерческого назначения (объекта торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания), определяется в зависимости от назначения и наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также фактического использования не менее 20 процентов от общей площади помещений в здании в указанных выше целях.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое здание с кадастровым номером № имеет назначение «нежилое здание» и наименование «административное здание», площадью 431, 3 кв.м, год завершения строительства 1953.
Данные о видах его разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют.
Здание расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «занимаемое административным зданием (литера А)», что подтверждено выписками из ЕГРН от 21.08.2020, 05.03.2022.
Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту на объект недвижимости от 06.04.2006, спорное нежилое здание включает помещения назначением «кабинеты, кухня, туалеты, умывальная, коридоры, тамбур, кр.уголок, подсобное, лестн.клетка, подсобные».
Вместе с тем, назначение помещений «кабинеты» не тождественно термину «офисы», а помещения «кухня» - объекту общественного питания.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН, должны быть безусловными, бесспорными.
Как следует из пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, наличие одних только сведений в ЕГРН о наименовании здания «административное» при отсутствии данных о наличии помещений, занимающих не менее 20 процентов общей площади этого здания, предназначенных для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, явно недостаточно для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости, поскольку не всякое административное здание является офисным.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Однако, такой вид использования земельного участка как «занимаемый административным зданием» классификатором не предусмотрен.
Таким образом, суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилого здания по сведениям ЕГРН, документами технического учета (инвентаризации), как и вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку с бесспорностью не подтверждают их предназначение для размещения административного-делового или торгового центра (комплекса).
Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 год, министерством имущественных отношений не проводилось.
18.09.2020 по результатам рассмотрения заявления Мартыновой Н.И. министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об отсутствии оснований для исключения нежилого здания с кадастровым номером № из Перечня без проведения его осмотра.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что часть нежилых помещений в здании Мартыновой Н.И. были переданы в аренду:
- по договору аренды № 02/15 от 01.06.2020 ООО «<данные изъяты>» передано помещение площадью 31, 6 кв.м на срок до 31.12.2020 с последующей пролангацией на неопределенный срок;
- по договору аренды от 01.07.2020 ООО «<данные изъяты>» передано помещение площадью 13, 1 кв.м на срок до 30.06.2021 с последующей пролангацией на неопределенный срок;
- по договору аренды от 01.07.2020 ООО «<данные изъяты>» передано помещение площадью 14, 5 кв.м на срок по 31.12.2020 с последующей пролангацией на неопределенный срок;
- по договору аренды от 01.08.2020 ООО «<данные изъяты>» передано помещение площадью 12, 7 кв.м на срок по 31.12.2020 с последующей пролангацией на неопределенный срок.
Вместе с тем, общая площадь переданных в аренду помещений - 71, 9 кв.м составляет 16, 67% от общей площади нежилого здания (431,3 кв.м), то есть не превышает 20% этой площади.
Таким образом, в нарушение требований ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, доказательств, подтверждающих соответствие спорного нежилого здания критериям объектов, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год и полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Мартыновой Н.И., возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости объекта недвижимости в повышенном размере.
В связи с изложенным требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующими в части со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Мартыновой Натальи Игоревны удовлетворить.
Признать недействующими со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в него под пунктом № 1193 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.03.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№