Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2278/2023 ~ M-1830/2023 от 03.10.2023

УИД 37RS0005-01-2023-002123-24

Дело № 2-2278/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября2023года г. Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Меремьяниной Т.Н.

при секретаре Лопухиной К.Е.,

с участием представителя истца Ивановского межрайонного прокурора – помощника прокурора Мироновой А.А.,

представителя ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьих лиц - Администрации г.о. Кохма, Управления финансов администрации г.о. Кохма по доверенностям - Марцевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о возложении обязанности по организации дорожного движения,

установил:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Кохма о возложении обязанности по организации дорожного движения.

Исковые требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области и по обращению ФИО4 проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильных дорог на территории г.о. Кохма, по результатам которой было установлено, что в нарушение норм действующего законодательства покрытие проезжей части автомобильных дорог по <адрес> имеет дефекты в виде выбоин, просадок и иных повреждений.

Ссылаясь на данные обстоятельства истец просил суд возложить на администрацию г.о. Кохма в срок до 01.09.2024 обязанность устранить нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах по <адрес>.

Определением суда от 01.11.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации г.о. Кохма на надлежащего - Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г.о. Кохма, Управление финансов администрации г.о. Кохма.

Представитель истца – помощник прокурора Миронова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьих лиц - Администрации г.о. Кохма, Управления финансов администрации г.о. Кохма - Марцева А.Р., действующая на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, при этом указала, что все работы в указанный в иске срок будут выполнены.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в адрес Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области поступило обращение ФИО4 по факту ненадлежащего состояния автомобильной дороги по <адрес> и <адрес>.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что дорожное покрытие на <адрес> имеет дефекты в виде отдельных просадок, размеры которых не соответствуют требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 505997-2017. По результатам выявленных нарушений Ивановской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации г.о. Кохма 23.05.2023 внесено представление об устранении нарушений закона.

15.09.2023 начальником отдела Госавтоинспекции МО МВД России «Ивановский» ФИО6 проведено обследование указанных участков автомобильной дороги, по результатом которого установлено, что покрытие проезжей части автодороги г<адрес> в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеет дефект в виде выбоин, просадок и иных повреждений.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным фотоматериалом проведенной проверки.

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6октября2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 той же статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10декабря1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 21 того же Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В силу п. 2 указанной статьи Закона № 196-ФЗ разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.п. 6-8 ст. 3 Федерального закона от 8ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

На основании п. 10 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу п. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, введенным в действие приказом Росстандарта от 11августа2015года № 11220-ст, установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и требования к искусственному освещению.

На основании национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утверждены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного стояния (транспортно-эксплуатационным показателям), в том числе и автомобильных дорог общего пользования.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Пунктом 7.1 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги» установлено, что дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению.

Согласно п. 7.2 указанного СНиП конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя их транспортно-эксплуатационных требований и категорий проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.

Таким образом, приведение автомобильных дорог общего пользования местного значения в состояние, соответствующее требованиям действующего законодательства, является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная безопасность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат в связи с этим.

Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нахождения автомобильной дороги по <адрес> и <адрес> в состоянии, не соответствующем действующему законодательству.

Доказательств, опровергающих содержание представленных стороной истца в материалы дела документов в подтверждение изложенных в иске доводов, суду на дату разрешения спора ответчиком, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Отсутствие достаточного финансирования муниципалитета в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не может ставить в зависимость реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок до 01.09.2024года, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.11.2023 ░░░░

2-2278/2023 ~ M-1830/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель Ивановского межрайонного прокурора
Ответчики
Администрация г.о. Кохмы
Другие
Управление финансов администрации городского округа Кохма
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Меремьянина Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
ivanovsky--iwn.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
10.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Дело оформлено
21.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее