дело №2-6701/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе:
председательствующей Мордовиной С.Н.
при секретаре Гребенюк А.С.
с участием прокурора Когай В.Т.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Крыловой М. С. к ИП Ротань Л. Н. о восстановлении на работе, взыскании материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Крылова М.С. обратилась в суд с иском к ИП Ротань Л. Н. о восстановлении на работе, взыскании материального и морального вреда.
В обоснование требований указано, что она с 03.12.2018г. по 08.01.2019г. работала у ответчика в магазине «Белорусская косметика» в должности продавец непродовольственных товаров. Через месяц работы она сообщила работодателю, что беременна, после чего ответчик, выплатив ей заработную плату в размере 11 700 руб., по мнению истицы, незаконно ее уволила. При этом в трудовую книжку истицы ответчиком была внесена пометка о недействительности записи о приеме ее на работу. Истица считает, что действиями ответчика нарушены ее трудовые права, полагает, что ее незаконно уволили с занимаемой должности в связи с чем она просит суд восстановить ее на работе в должности продавца непродовольственных товаров, взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., а также взыскать декретное пособие, исходя из расчета минимальной выплаты на 01.01.2019г.
В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении требований, считает их законными и обоснованными.
Представитель ИП Ротань Л.Н. – Бельская М.В. действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требовании. Заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований истца отказать ввиду пропуска срока исковой давности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 67 ГПК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 17 - 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" в целях надлежащей защиты прав и законных интересов работника при разрешении споров по заявлениям работников, работающих у работодателей - физических лиц (являющихся индивидуальными предпринимателями и не являющихся индивидуальными предпринимателями) судам следует устанавливать наличие либо отсутствие трудовых отношений между ними.
При этом суды должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
В силу принципа состязательности сторон (статья 12 ГПК РФ) и требований части 2 статьи 35, части 1 статьи 56 и части 1 статьи 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.
При этом в соответствии со статьей 19.1 ТК РФ неустранимые сомнения при рассмотрении споров о признании гражданско-правовых отношений трудовыми трактуются в пользу наличия трудовых отношений.
В исковом заявлении истец утверждает, что в период с 03.12.2018г. по 08.01.2019г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности продавца непродовольственных товаров в магазине «Белорусской косметики». Через месяц работы она сообщила работодателю что беременна, после чего была уволена. Считает увольнение незаконным, что явилось основанием для обращения в суд.
К исковому заявлению в качестве доказательств подтверждения своих доводов истцом приложена копия трудовой книжки, согласно имеющейся отметки в которой, запись от 03.12.2018г. о приеме на работу в ИП Ротань Л.Н. является недействительной (л.д.10), копия справки о беременности, копия родового сертификата и медицинских документов, копии чеков и фото скриншота экрана компьютера, переписки с неустановленными лицами.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При отсутствии трудового договора обязанность доказывания возникновения трудовых отношений лежит на работнике.
Истцом вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что он был принят на работу к ответчику по трудовому договору, что им были переданы работодателю трудовая книжка, заявление о приеме на работу, что лицом, обладающим правом приема и увольнения работников, был определен его круг обязанностей, режим работы, приказ о приеме на работу, приказ об увольнении суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Месячный срок для обращения в суд по делам об увольнении, предусмотренный данной нормой, направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, в том числе права на труд и права на защиту от безработицы, в случаях незаконного расторжения работодателем трудового договора. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника. Указанная позиция нашла свое отражение в Определениях Конституционного Суда РФ от 24.01.08г. N 7-0-0, от 20.12.05г. N 482-0, от 16.04.09г. N 537-О-О.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 08.04.2019г. истица обратилась в Октябрьский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением о восстановлении на работе.
Определением суда от 11.04.2019г. исковое заявление было возвращено в связи с неподсудности иска данному суду.
При этом в Первомайский районный суд истица обратилась только 17.05.2019г.
Таким образом, в Первомайский районный суд г. Краснодара с требованиями о восстановлении на работе истица обратилась с пропуском предусмотренного месячного срока.
Согласно ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ, при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истицей не представлены доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока исковой давности.
Доводы истицы о том, что срок ею пропущен по уважительной причине, подлежат отклонению. Совокупность имеющихся в деле доказательств, указанное не подтверждает.
Указанное истцом обстоятельство пропуска срока - юридическая неграмотность, плохое самочувствие из-за беременности и пережитого стресса по поводу увольнения, а также введение в заблуждение ответчиком к числу уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с иском в суд, отнесено быть не может, поскольку ничто (а доказательства обратного не представлены) не препятствовало истцу обратиться за юридической помощью.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.01г. №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.01г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, учитывая, что судом не установлен факт трудовых отношений между Крыловой М.С. и ИП Ротань Л.Н., а также ввиду пропуска установленного законом срока для обращения в суд по делам о восстановлении трудовых прав, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░