№ 2-2120/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«04» июля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре судебного заседания Ласенко Е.И.
с участием представителя истца Шакина А.В., его представителя Великоцкой М.М., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» к Шакину А. В., третьи лица: ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», ФКУ «Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации», о признании незаконным выдачу удостоверения ветерана боевых действий, обязании вернуть удостоверение боевых действий,
у с т а н о в и л:
ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обратилось в суд с иском к Шакину А.В. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности на Шакина А.В. сдать удостоверение, в обоснование требований указав, что на основании решения Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий Шакину А.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое предоставляет ответчику меры социальной поддержки, предусмотренные законом о ветеранах. Истец полагает, что указанное удостоверение выдано ответчику необоснованно, в отсутствие оснований для его выдачи, так как в материалах личного (пенсионного) дела не имеется приказов, изданных командиром войсковой части и утвержденных Командующим Южного военного округа, об участии в боевых действиях, сведений о награждении его за участие в боевых действиях, равно как и сведений о получении истцом ранений, контузий или увечий в ходе участий в боевых действиях; представленные истцом документы могут подтвердить факт нахождения его на территории Чеченской Республики в юридический значимый период, однако достаточных данных о непосредственном участии истца в боевых действиях, в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах", в представленных материалах не содержится. Сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ... г. года и направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, а наличие оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или ... г. годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о явке, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик и его представитель, действующая на основании ордера, заявленные исковые требования не признали, просили в иске истцу отказать, ссылаясь на то, что ответчик неоднократно направлялся в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации в июне 2000 года и с апреля по май 2001 год для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, непосредственно принимал участие в боевых действиях. 24 декабря 2004 году командиром части выдано оспариваемое удостоверение ветерана боевых действий.
Представители третьих лиц: ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», ФКУ «Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации», в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, поэтому дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав ответчика и его представителя, изучив материалы дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Статус ветерана боевых действий введен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в законную силу с 1 января 2004 года, согласно которому удостоверение ветерана боевых действий подтверждает статус ветерана боевых действий.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, военнослужащие, принимавшие участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года в случае подтверждения их непосредственного участия в контртеррористических операциях приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия этого сотрудника в контртеррористической операции и которые утверждены уполномоченным руководителем.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи ответчику, 24 декабря 2004 года, удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года N 77 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи ответчику, 24 декабря 2004 года, удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что выдача удостоверений военнослужащим производится при наличии предусмотренных документов. Среди них документы: подтверждающие прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни);
подтверждающие их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы.
Данная инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утратила силу 26 апреля 2010 года. В настоящее время действует Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, также предусматривающий представление соответствующих документов, необходимых для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Реализация мер социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что согласно выпискам из приказов командира в/ч № Шакин А.В. в июне 2000 года неоднократно направлялся в командировку на территорию Чеченской Республики в составе экипажа самолета ТУ 134. Копии выписок из приказов приобщены к материалам дела.
Согласно справке командира в/ч 64467 от 11 мая 2001 года истец в период с ... г. года находился в составе группировки на аэродроме Моздок в составе объединенной группировки войск по проведению комнтртеррористических операций на территории Северно-Кавказского региона РФ.
Как следует из командировочного предписания в/ч № истец в период времени с 24 апреля 2001 года по 25 мая 2001 года находился в командировке в <...>.
На запрос суда из ЦАМО РФ поступила копия приказа командира войсковой части 32982 № от 03 января 2001 года «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1197-68 от 28 декабря 1999 года», в соответствии с которым Шакин А. В., прапорщик, старший бортовой радист, согласно полетному заданию в н.<...> <...> декабря 2000 года (количество дней – 6) принимал участие в боевых действиях. Норма выплаты в сутки 850,00 руб., всего выплачено 5100 руб.
Постановлениями Правительства РФ от 28 октября 1999 года N 1197-68, от 20 августа 1999 года N 930-54, от 27 февраля 2001 года N 135, от 26 апреля 2001 года N 315-33 была предусмотрена выплата денежной компенсации военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел за каждый день фактического участия в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, исходя из: 850 рублей - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях прапорщиков, лицам младшего начальствующего состава органов внутренних дел; 950 рублей - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях офицерского состава, лицам начальствующего состава органов внутренних дел, а с 1 мая 2001 года не свыше 20 000 руб. в месяц.
Указанные нормативные правовые акты устанавливали основания, условия и порядок производства денежных выплат за каждый день участия военнослужащих в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 октября 1999 года N 1197-68, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, непосредственно участвовавшим в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, подлежали выплате денежные средства за каждый день такого участия.
Период участия в боевых действиях каждого конкретного военнослужащего подлежал оформлению приказами командиров войсковых частей, оперативных и иных групп с последующим их утверждением командующим Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 31 мая 2000 года N 424 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона", действовавшим до 1 марта 2001 года, указанные денежные выплаты не производились с 1 июня 2000 года военнослужащим, выполнявшим задачи на территории Северо-Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике, и северной части этой Республики (до реки Терек).
Правовой анализ вышеперечисленных норм приводит к выводу о том, что в период их действия основанием для производства денежных выплат являлось именно непосредственное участие военнослужащего в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на вышеупомянутой территории. Издание же и последующее утверждение соответствующих приказов, являвшихся поводом к предоставлению этой компенсации, относилось к обязанности, возложенной на командование с целью удостоверения периодов такого участия и обеспечения контроля за законностью и обоснованностью производства выплат.
При этом из ответа ЦАМО РФ на запрос от 28 июня 2023 года следует, что на указанном выше приказе имеется реквизит «Гриф утверждения документа» Командующим объединенной группировкой войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации генерал-лейтенантом В. Барановым. Подпись и печать имеются.
При таких обстоятельствах суд полагает, что факт участия ответчика в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона не опровергнут, ввиду чего у Военного комиссариата Ростовской области не имелось оснований для признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности на Шакина А.В. сдать удостоверение.
С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» к Шакину А. В., третьи лица: ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», ФКУ «Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации», о признании незаконным выдачу удостоверения ветерана боевых действий, обязании вернуть удостоверение боевых действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2023 года.