Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-15/2021 от 01.02.2021

Мировой судья Фомина Д.С. Дело № 12-15/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

Томская область, ЗАТО Северск

г. Северск 25 февраля 2021 года

Судья Северского городского суда Томской области Бадалов Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Инспекции федеральной налоговой службы по ЗАТО Секверск Томской области (далее - ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области) Зудилиной Л.Н.

на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

По постановлению мирового судьи судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области от 29 декабря 2020 года должностное лицо - директор ООО «Северская машиностроительная компания» Олейников В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

    Начальником ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Зудилиной Л.Н. подана жалоба на названное постановление, в которой она просит отменить постановление как незаконное и направить дело на новое рассмотрение, указывая со ссылкой на ст. ст. 58, 80 Налогового кодекса Российской Федерации на различение понятий налоговой декларации и авансового платежа (предварительного платежа по налогу), как двух самостоятельных документов, согласно которым налоговая декларация представляется по итогам налогового периода, а авансовый платеж - по итогам отчетного периода, то есть в течение налогового периода.

    Приводя положения ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает, что порядок исчисления налога на прибыль предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками сумм налога по итогам налогового периода.

    Отмечает, что по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

    В течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

    Ссылаясь на ст. ст. 285, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, обращает внимание на то, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, которая представляется по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Указывает, что отчетными периодами по налогу признаются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по истечении каждого отчетного и налогового периода, подают декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют декларации в сроки, которые установлены для уплаты авансовых платежей.

    В связи с чем объективную сторону ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации.

    Диспозицией ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях охватывается несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу.

Начальник ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Зудилина Л.Н., а также лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Олейников В.Г., будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, о чем имеются данные, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы от них не поступило, в связи с чем судья в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях счел возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Основанием для составления в отношении должностного лица ООО «Северская машиностроительная компания» Олейникова В.Г. протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что он, являясь директором ООО «Северская машиностроительная компания», обязанного в соответствии с п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 409) представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего налогового периода, в обязанности которого, как директора, входит представление налоговой бухгалтерской отчетности в налоговом органе по месту учета, в нарушение указанных норм не представил в налоговый орган по месту учета, а именно в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за 3 месяца 2020 года, по установленному сроку не позднее 28 июля 2020 года.

    Протокол об административном правонарушении составлен государственным налоговым инспектором ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области О. в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу положений ч. 41 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие должностного лица, с учетом его извещения в установленном порядке, с направлением копии протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня его составления.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Олейников В.Г., будучи надлежаще извещенным мировым судьей о месте и времени рассмотрения дела, о чем имеются данные, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем мировой судья с учетом положений ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу положений ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлено, что Олейников В.Г., являясь должностным лицом - директором ООО «Северская машиностроительная компания», находящегося по адресу: Томская область, г. Северск, ул. Парусинка, д. 16, офис 205, в нарушение подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации не представил в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 3 месяца 2020 года по установленному сроку не позднее 28 июля 2020 года.

Исследованы представленные должностным лицом налогового органа доказательства:

протокол об административном правонарушении № ** от 15 декабря 2020 года по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

выписка из ЕГРЮЛ от 15 декабря 2020 года, из которой следует, что Олейников В.Г. с 01 февраля 2016 года является директором ООО «Северская машиностроительная компания»;

копия решения № ** от 25 сентября 2020 года о привлечении ООО «Северская машиностроительная компания» к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по факту непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 3 месяца 2020 года.

Действия должностного лица Олейникова В.Г. мировым судьей квалифицированы по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

К такому выводу мировой судья пришел, сочтя данную норму специальной по отношению к ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

    В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.


    Статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

    

    Согласно протоколу об административном правонарушении № ** от 15 декабря 2020 года Олейников В.Г., являясь директором ООО «Северская машиностроительная компания», находящегося по адресу: Томская область, г. Северск, ул. Парусинка, 16, офис 205, состоящего на налоговом учете в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области с 09 октября 2013 года, являющегося плательщиком налога на прибыль организации в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации и обязанного в соответствии с п. 3 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего налогового периода, в обязанности которого, как директора, входит представление налоговой бухгалтерской отчетности в налоговом органе по месту учета, в нарушение указанных норм не представил в налоговый орган по месту учета, а именно в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области, налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за 3 месяца 2020 года, по установленному сроку не позднее 28 июля 2020 года.

    Срок обусловлен положениями постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», согласно которым срок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), срок подачи которых приходится на март-май 2020 года, продлен организациям и индивидуальным предпринимателям на 3 месяца.

    Административное правонарушение совершено 29 июля 2020 года.

    По данному факту в отношении ООО «Северская машиностроительная компания» ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области 25 сентября 2020 года было вынесено решение № **, в соответствии с которым ООО «Северская машиностроительная компания» привлечена к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, что в силу положений п. 4 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождает должностное лицо организации от административной ответственности.

Субъект административного правонарушения определен правильно, в силу положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    

    Мировой судья, признавая должностное лицо Олейникова В.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного не ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что административное правонарушение, совершенное должностным лицом Олейниковым В.Г. выразилось в непредставлении в установленный законодательством срок в налоговый орган налоговой декларации по налогу за прибыль за 3 месяца 2020 года, вследствие чего, по его мнению, такое бездействие подлежит квалификации по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    

    Между тем с такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

    Так, в соответствии подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

    Статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

    Согласно ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

    В силу положений ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.


    В силу изложенного авансовый платеж, по сути, является предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

    В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе российские организации.

    
    Согласно п. 2 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

    

    С учетом указанных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации расчет по налогу на прибыль является расчетом авансового платежа и подлежит представлению в соответствующий налоговый орган как сведения, необходимые для осуществления налогового контроля.

    В связи с чем непредставление должностным лицом Олейниковым В.Г. в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организации (налоговый расчет) за 3 месяца 2020 года необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет назначение более строгого административного наказания.


    Совокупность перечисленных обстоятельств является существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления мирового судьи с возвращением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо руководствоваться требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и дать оценку всем представленным доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

    Жалобу начальника Инспекции федеральной налоговой службы по ЗАТО Секверск Томской области Зудилиной Л.Н. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области от 29 декабря 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО «Северская машиностроительная компания» Олейникова В.Г. отменить и возвратить дело мировому судье судебного участка № 5 Северского судебного района Томской области на новое рассмотрение.

Cудья Я.Д. Бадалов

12-15/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Олейников Виталий Григорьевич
Суд
Северский городской суд Томской области
Судья
Бадалов Я.Д.
Статьи

КоАП: ст. 15.5

Дело на сайте суда
seversky--tms.sudrf.ru
01.02.2021Материалы переданы в производство судье
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее