Дело № 11-4/2022
Дело №2-52-2245/2021
УИД MS0061-01-2021-002786-34
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Старая Полтавка 4 марта 2022 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи А.В. Полковникова,
при секретаре судебного заседания Ковалёвой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского
районного суда Волгоградской области гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков Красникова Юрия Павловича, Красниковой Юлии Александровны
по гражданскому делу по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» к Красникову Юрию Павловичу, Красниковой Юлии Александровне, Красниковой Алене Юрьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, пени, расходов по оплате государственной пошлины
на решение мирового судьи судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области от 27 декабря 2021 года, которым постановлено:
Иск Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» к Красникову Юрию Павловичу, Красниковой Юлии Александровне, соответчик Красникова Алена Юрьевна о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, удовлетворить.
Взыскать с Красникова Юрия Павловича, Красниковой Юлии Александровны, Красниковой Алены Юрьевны солидарно в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года - сентябрь 2020 года включительно в размере основного долга 6670 рублей 54 копейки, пени в размере 237 рублей 04 копейки, а всего 6907 рублей 58 копеек.
Взыскать с Красникова Юрия Павловича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» государственную пошлину в размере 134 рубля 00 копеек.
Взыскать с Красниковой Юлии Александровны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» государственную пошлину в размере 133 рубля 00 копеек.
Взыскать с Красниковой Алены Юрьевны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» государственную пошлину в размере 133 рубля 00 копеек.
у с т а н о в и л:
истец ООО «Ситиматик -Волгоград» обратился к мировому судье судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области с исковым заявлением, подписанным и поданным представителем Романцовой О.А., к Красникову Ю.П., Красниковой Ю.А. о взыскании солидарно задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с января 2019г.-сентябрь 2020 включительно 6670 руб. 54 коп., пени 237 руб. 04 коп., расходов по оплате государственной пошлины 400 руб. Согласно определению мирового судьи судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области от 25 октября 2021 года Красникова Алена Юрьевна была привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Мировым судьёй судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области Старополтавского судебного района Волгоградской области 27.12.2021 постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным мировым судьёй решением, ответчики Красников Ю.П., Красникова Ю.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривают законность и обоснованность постановленного мировым судьей решения, просят его отменить полностью и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований к должникам Красникову Ю.П., Красниковой Ю.А. и соответчику Красниковой А.Ю. Производство по делу прекратить на основании ст.220 ГПК РФ.
Истец о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещён, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Красников Ю.П., Красникова Ю.А., Красникова А.Ю. представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, апелляционную жалобу поддерживают. Однако Красникова А.Ю. с апелляционной жалобой в суд не обращалась, Красникова Ю.П. и Красникову Ю.А. на подачу апелляционной жалобы от её имени и в её интересах каким-либо способом не уполномочивала.
Из содержания статьи 167 ГПК РФ не следует право суда обязать сторону по делу лично участвовать в судебном заседании. Часть пятая статьи 167 данного Кодекса прямо закрепляет право сторон просить суд рассмотреть дело в их отсутствие и направить им копии решения суда, суд же в таком случае либо рассматривает дело в отсутствие стороны, либо принимает определение об отложении разбирательства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2008 №468-О-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", судам необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67). Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» в пункте 3 разъяснено, что при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Участвующие по делу лица извещались публично путём заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Старополтавского районного суда Волгоградской области в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд, с соблюдением требований ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного в соответствии с требованиями законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст.3 ГПК РФ).
Положения ст.42 Конституции РФ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч.1 ст.4 вышеназванного Федерального закона №7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона корреспондируют конституционной норме, предусмотренной ч. 2 ст.15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее по тексту - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее по тексту - Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области. Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89), договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Согласно п.п. 2.1.9-2.1.10 Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом, в соответствии с ч. 4 статьи 24.7 ФЗ № 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
ООО «Управление отходами-Волгоград» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты «Волгоградская правда» от 28.12.2018 № 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство № ПИ № ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий на основании пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354). То есть, договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Договор оферты опубликован в газете "Волгоградская правда. Документы" от 28 декабря 2018 года и на официальном сайте регионального оператора www.uo34.ru. Таким образом, оформление договора в письменном виде не является обязательным для физических лиц (жителей и собственников квартир и домов).
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил №354, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Начисления производятся ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» на собственника и по количеству зарегистрированных лиц.
Пунктами 148 (36), 56 (2) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается на основании: 1) приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области №47/23 от 20.12.2018; 2) приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области № 44/1 от 20.12.2019; 3) приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области № 48/2 от 18.12.2021.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. Следовательно, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
В п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Данный договор является публичным договором (статья 426 ГК РФ), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
В случае, если между указанными сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Поскольку ответчики, в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, до настоящего времени не заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуги оказываются в соответствии с типовым договором.
Уведомление должников о начислении платы за услуги по обращению с ТКО осуществляется путем направления квитанций (платежных документов), а также размещения указанной информации в государственной информационной системе ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).
ГИС ЖКХ обеспечивает выполнение п. 1 г Поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2011г. № Пр-3081 «обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами».
Все начисления по лицевым счетам по оказанным услугам по обращению с ТКО, на основании агентского договора производятся ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». По информации ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» база данных для начисления платы потребителям за услугу по обращению с ТКО формируется из всех общедоступных источников, в том числе государственных.
Согласно п. «3» ч.34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 02.03.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Таким образом, потребители услуг вправе узнать о задолженности, исходя из общедоступной единой федеральной централизованной информационной системы ГИС ЖКХ.
Общая сумма задолженности по лицевому счету 41067304 за период с января 2019 г. - сентябрь 2020 г. включительно составила 6670 руб. 54 коп., что подтверждено справкой о наличии задолженности.
Сведения о погашении задолженности материалы дела не содержат.
В соответствии со ст.30, 153-155 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания своей собственности и вносить плату за жилищно-коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
На основании п. 148(39) Правил №354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
За несвоевременную оплату, по состоянию на 05.04.2020г., начислена пеня в порядке п. 14 ст. 155 ЖК РФ в размере 237 руб. 04 коп.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89 от 24.06.1998, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена законодателем в состав платы за коммунальные услуги.
В силу части 1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ст. 20 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч.5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями статей 3, 7 ФЗ "Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Как следует из представленных суду доказательств, региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области. Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89), договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Согласно п.п. 2.1.9-2.1.10 Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом, в соответствии с ч. 4 статьи 24.7 ФЗ № 89 собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
28 декабря 2018 года в газете "Волгоградская правда. Документы", а так же на официальном сайте регионального оператора www.uo34.ru. была опубликована публичная оферта (предложение) по оказанию услуг по сбору, вывозу и дальнейшему размещению ТКО.
В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Понуждение к заключению такого договора не допускается, однако, пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии со ст. 438 ГК РФ следует считать как принятие пользователем условий договора, предложенным стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии со ст.426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.) (пункт 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТБО, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Односторонний отказ от исполнения обязательства в соответствии со ст. 310 ГК РФ недопустим.
Пунктом 1 ст.426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.
Пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. На основании п.1 ст.433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п.1 ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п.2 ст.437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В ст.438 ГК РФ установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с требованиями закона публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны, а также оплату оказанных услуг, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, отсутствие отдельного заключенного договора с ответчиками на оказание услуг по вывозу мусора не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО «Ситиматик - Волгоград» основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории Волгоградской области и фактическом предоставлении услуг.
Акцептом оферты истца в данном случае следует признать получение квитанций по оплате услуг в спорный период времени, непринятие им мер по расторжению договора.
ООО «Ситиматик - Волгоград» оказывало ответчикам услуги по вывозу мусора путем сбора отходов, в связи, с чем сложившиеся между сторонами правоотношения договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.
В ходе судебного разбирательства мировым судьёй было установлено, что Красников Ю.П., Красникова Ю.А. и Красникова А.Ю. являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес> по 1/3 общей долевой собственности с 2002 года.
Согласно представленной информации администрацией Иловатского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Красников Ю.П., Красникова Ю.А. проживают по адресу: <адрес>. Из ответа Отделения МВД РФ по <адрес> следует, что Красников Ю.П., Красникова Ю.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Начисления производятся ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» на собственника и по количеству зарегистрированных лиц. Ответчик Красникова А.Ю. является собственником 1/3 общей долевой собственности домовладения, расположенного по адресу: <адрес> 2002 года, а зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ООО «Ситиматик-Волгоград» представило сведения, что оплата за коммунальные услуги по адресу: <адрес> по обращению с ТКО не производится.
В силу ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, ответчик Красникова А.Ю., являясь собственником 1/3 общей долевой собственности домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и зарегистрированной по адресу: <адрес> является лицом, в процессе жизнедеятельности которого образуются твердые бытовые отходы, которые не имеет право утилизировать самостоятельно.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 01.02.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. 148(34).
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, место жительства должно совпадать с местом регистрации. Таким образом, по смыслу указанных норм, местом жительства ответчика является место его регистрации.
Так же ответчики Красников Ю.П., Красникова Ю.А. зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, следовательно, в процессе их жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые они не имеют право утилизировать самостоятельно.
Поскольку предоставляемые истцом услуги ответчиками своевременно не оплачивались, что повлекло за собой образование задолженности и нарушение законных интересов ООО «Ситиматик - Волгоград», предоставляющего эти услуги, мировой судья пришёл к обоснованному выводу об обоснованности требований истца.
Судом первой инстанции установлено, что по представленному истцом расчёту общая сумма задолженности по лицевому счету № за период с января 2019г. - сентябрь 2020г. включительно составила 6670 рублей 54 копейки, сведений о погашении задолженности ответчики не представили.
Оплату поставленных услуг за период с января 2019 года - сентябрь 2020 года включительно ответчики не производили, в связи с чем задолженность за коммунальные услуги составила указанную выше сумму, подтверждённую справкой ООО "Ситиматик - Волгоград" о наличии задолженности.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиками не опровергнут, доказательства его необоснованности ответчики ни мировому судье, ни суда апелляционной инстанции не представили.
Из имеющихся в материалах дела документов не следует, что расчёт задолженности произведен с нарушениями действующего законодательства. Поскольку судом установлено, что собственниками домовладения по адресу: <адрес> являются Красников Ю.П., Красникова Ю.А. и Красникова А.Ю., следовательно, они являются надлежащими ответчиками по делу.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 №155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов" (в редакции действующей на период образования задолженности), потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу ст. 9 Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей на период образования задолженности) деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной.
Ответчиками не предоставлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз бытовых отходов способами, не нарушающими законодательство в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что они не пользовались предоставляемой истцом услугой по вывозу ТБО.
С заявлением о прекращении пользования услугами по вывозу ТБО в порядке, предусмотренном Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в спорный период ( с 01 января 2021 года Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов" утратило силу), ответчики к истцу не обращалась, в связи с чем, требования ООО «Ситиматик - Волгоград» о взыскании задолженности является обоснованными.
Согласно п.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
В соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходя из того, что ответчики обязаны нести бремя содержания жилого помещения, а также нести расходы по оплате коммунальных услуг, мировой судья верно решил взыскать в солидарном порядке с Красникова Ю.П., Красниковой Ю.А., Красниковой А.Ю. в пользу ООО «Ситиматик - Волгоград» пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с января 2019 г. по 05 апреля 2020 года в размере 237 рублей 04 копеек.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для освобождения Красникова Ю.П., Красниковой Ю.А., Красниковой А.Ю. от обязанности оплаты услуг истца по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования услуги по вывозу ТКО, поскольку отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме не исключает обязанность ответчиков оплатить услугу, которая им предоставляется.
Факт осуществления региональным оператором Волгоградской области ООО "Ситиматик-Волгоград", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в том числе и <адрес> в спорный период с января 2019 года по сентябрь 2020 год нашёл свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги по вывозу мусора, осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов, в связи с чем правоотношения между сторонами признаются договорными, доказательств обратному ответчиками в суд не представлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд не усматривает, довод ответчиков об отсутствии договора с ООО «Ситиматик-Волгоград» на оказание коммунальной услуги по вывозу ТКО безусловным основанием для освобождения их от оплаты услуги по обращению с ТКО не является.
Доказательств утилизации мусора иным, предусмотренным действующим законодательством способом, авторы апелляционной жалобы не представили, а утилизация ТКО другими способами, кроме установленных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, запрещена.
Ответчики проживают в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе их жизнедеятельности образуются ТКО. Ответчиками в рамках данного дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчики не пользуются предоставляемой им истцом услугой по вывозу ТКО, представлено не было.
Расходы по оплате государственной пошлины мировым судьёй взысканы пропорционально удовлетворённых материальных требований.
Суд апелляционной инстанции с перечисленными выше выводами мирового судьи, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельств по делу, соглашается.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, по существу сводятся к несогласию с выводами мирового судьи и не содержат фактов, которые не могли бы быть проверены и не учтены мировым судьёй при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы мирового судьи, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции основанными на неправильном понимании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения мирового судьи.
При таком положении нет оснований считать, что мировой судья по данному делу неправильно применил нормы материального права и допустил существенное нарушение норм процессуального права.
Юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами правоотношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Изложенные Красниковым Ю.П., Красниковой Ю.А. в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в решении дана соответствующая оценка. Доводы жалобы не опровергают выводов мирового судьи по существу спора, не содержат указаний на новые обстоятельства и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, поэтому не могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка №52 Старополтавского судебного района Волгоградской области от 27 декабря 2021 года по гражданскому делу №2-52-3039/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» к Красникову Юрию Павловичу, Красниковой Юлии Александровне, Красниковой Алене Юрьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, пени, расходов по оплате государственной пошлины оставить без изменения, апелляционную жалобу Красникова Юрия Павловича, Красниковой Юлии Александровны без удовлетворения.
Председательствующий: судья А.В. Полковников.