Дело № 2-2829/2023 16 августа 2023 г.
49RS0001-01-2023-003269-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Нецветаевой И.В.,
при секретаре Геворкян Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района Магаданской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой Омсукчанского района с государственным инспектором ОНД и ПР по Омсукчанскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области в марте 2023 г. совместной проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» установлено, что в здании главного корпуса (стационара) больницы, расположенного в пос. Омсукчан по адресу: пер. Больничный, д. 7 не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающей исправное состояние указанных средств. В этой связи, 20 марта 2023 г. прокурором Омсукчанского района внесено представление в адрес главного врача филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница», которое рассмотрено 4 апреля 2023 г. и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако действенных мер, направленных на устранение нарушений закона, предпринято не было.
Из сообщение филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» установлено, что ИП Ситников Р.Ф., обслуживающий автоматическую пожарную сигнализацию поликлиники филиала в пос Омсукчан по ул. Театральная, д. 7, от обслуживания автоматической пожарной сигнализации в главном корпусе (стационере) филиала в пос. Омсукчан по пер. Больничный, д. 7, отказался без предоставления письменных документов, обосновав свой отказ критическим состоянием автоматической пожарной сигнализации, нуждающейся в обновлении.
18 мая 2023 г. филиалом в адрес ГБУЗ «Магаданская областная больница» направлен локальный сметный расчёт на выполнение работ по обустройству автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией в главном корпусе (стационаре) филиала «Омсукчанская районная больница», однако до настоящего времени главный корпус (стационар) филиала данной установкой и системой не оборудован.
Полагает, что несоблюдение правил пожарной безопасности создаёт потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, посещающих объекты филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница», а также всех медицинских работников учреждения. Выявленные в результате проверки нарушения противопожарной безопасности могут явиться причинами возможных пожаров, их быстрого распространения и повлечь необратимые последствия, в том числе гибель людей.
Ссылаясь на приведённые обстоятельства, просит суд возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и оборудовать здание главного корпуса филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница», расположенного по адресу: п. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области, пер. Больничный, д. 7, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией.
Прокурор Омсукчанского района, представители ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежаще.
Представив письменный отзыв на иск, третье лицо ГУ МЧС России по Магаданской области исковые требования прокурора поддержало и, подтвердив факт проведённой проверки и нарушение ответчиком требований закона о пожарной безопасности, просило удовлетворить заявленные требования; также ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Третье лицо Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области, представив письменный отзыв на иск, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя, при этом указало, что лимиты бюджетных обязательств на проведение мероприятий по оборудованию здания главного корпуса филиала Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией далее - АПС и СОУЭ) в медицинском учреждении фактически отсутствуют. При формировании проекта бюджета на 2-23 г. медицинским учреждением потребности на указанные цели заявлены не были, в связи с чем денежные средства учреждению на реализацию указанных целей не предусмотрены и законом Магаданской области от 2 декабря 2022 г. № 2767-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг.» не утверждены.
Ссылаясь на положения федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывает, что возможность осуществления закупки оборудования возможно только после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств.
В связи с отсутствием дополнительного источника поступления доходов в областной бюджет, выделение средств для медицинского учреждения на устранение выявленных нарушений в 2023 г. не представляется возможным. Однако в целях устранения нарушений противопожарной безопасности, в рамках планирования бюджета на очередной финансовый 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг., для учреждений здравоохранения первым чтением в программном продукте НПО «Криста» для филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «МОБ» утверждены предельные объёмы бюджетирования на разработку проектно-сметной документации на установку АПС и СОУЭ.
Средства до учреждения будут доведены в полном объёме после принятия закона Магаданской области «Об областном бюджете на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг.».
Указывает, что в настоящее время лимиты бюджетных обязательств на проведение данных мероприятий у медицинского учреждения отсутствуют, в связи с чем исполнить требования прокурора в 6-месячный срок не представляется возможным. Полагает, что с учётом отсутствия в настоящее время лимитов бюджетных обязательств, а также сроков проведения закупочных мероприятий, которые могут быть организованы только после доведения до государственного заказчика объёма прав в денежном выражении, срок исполнения решения должен быть увеличен до 12 месяцев с момента его вступления в законную силу.
Руководствуясь положениями частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (далее – федеральный закон «О пожарной безопасности», закон № 69-ФЗ) пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 указанного федерального закона, руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона № 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент, закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 1 статьи 5 Технического регламента, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3 статьи 5 Технического регламента).
В силу части 1 статьи 54 закона № 123-ФЗ, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей (часть 2 статьи 54 закона № 123-ФЗ).
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела и никем не оспаривается, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Магаданская областная больница» имеет права юридического лица и находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, которое осуществляет функции учредителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области (пункты 1.3, 2.1 Устава).
Целью и задачей деятельности ответчика является оказание высококвалифицированной специализированной многопрофильной медицинской помощи на территории Магаданской области (пункт 3.1 Устава).
Из положения о филиале «Омсукчанская районная больница» следует, что филиал является обособленным структурным подразделением ГБУЗ «МОБ», расположен в пос. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области и имеет обособленные структурные подразделения в пос. Омсукчан по адресу – ул. Больничная, д. 7 (пункты 1.6, 1.8, 2.2 положения).
Филиал не является юридическим лицом и осуществляет все функции Учреждения или их часть в том числе функции представительства от имени Учреждения на территории Омсукчанского городского округа на основании указанного Положения (пункт 2.2 положения).
Ответственность за деятельность филиала несёт создавшее его Учреждение (пункт 2.7 Положения о филиале).
16 марта 2023 г., на основании задания прокуратуры Магаданской области от 9 февраля 2023 г. и решения прокурора Омсукчанского района от 15 марта 2023 г. № 17, прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка в филиале «Омсукчанская районная больница ГБУЗ «Магаданская областная больница» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведённой проверки установлено, что в главном корпусе филиала «Омсукчанская районная больница «ГБУЗ «МОБ» по адресу – п. Омсукчан, ул. Больничная, д. 7, в том числе не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние указанных средств.
20 марта 2023 г. прокурором Омсукчанского района в адрес и.о. главного врача филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «МОБ» внесено представление, которым последнему указано на выявленные в ходе проверки на нарушения и поручено в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Из ответа и.о. главного врача филиала «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «МОБ» от 19 мая 2023 г. следует, что в целях организации работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние указанных средств, подготовлен локальный сметный расчёт на обустройство автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в главном корпусе филиала (стационаре).Также подготовлено письмо в адрес главного врача ГБУЗ «МОБ» л выделении финансирования на проведений работ, указанных в сметной документации.
10 июля 2023 г. филиал представил дополнительную информацию о том, что имеющаяся в здании главного корпуса филиала «Омсукчанска районная больница» ГБУЗ «МОБ» автоматическая установка пожарной сигнализации находится в критическом состоянии и нуждается в обновлении; установка оборудования не представляется возможным, ввиду отсутствия финансирования.
Таким образом, в судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что меры по устранению выявленных прокурором нарушений пожарной безопасности ответчиком не предприняты, автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией в филиале «Омсукчанская районная больница» ГБУЗ «МОБ» не установлена.
Принимая во внимание приведённые в решении нормы закона, установленные по делу обстоятельства, а также обязанность учреждений соблюдать требования пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Омсукчанского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора об установлении ответчику срока для исполнения решения суда – не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд, с учётом порядка и срока вступления решения в законную силу, объёма действий, которые надлежит совершить бюджетному учреждению для устранения нарушений противопожарной безопасности, а также сроков и порядка проведения закупочных мероприятий, установленного федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приходит к выводу, что указанный срок является недостаточным для исполнения решения суда. В этой связи, суд полагает необходимым установить иной срок – в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и объективно достаточным для исполнения решения суда с учётом сроков утверждения областного бюджета и проведения необходимых закупочных процедур.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования прокурора, освобождённого от уплаты государственной пошлины при подаче иска, подлежат удовлетворению, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 4909053695) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ 7 ░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 4909053695) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░