Дело №5-85/2023
УИД: 54RS0010-01-2023-007565-80
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
«11» октября 2023 года г. Новосибирск
Судья Советского районного суда г. Новосибирска Кургуз Ю.Ю.,
при секретаре Стариковой В.Р.,
с участием представителя АО «МУП» по доверенности Шипициной О.В.,
должностного лица, составившего протокол
об административном правонарушении, Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания»(<данные изъяты>),
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору Е.С. № от 31 июля 2023 года, 27 июля 2023 года в 14 часов 00 минут на основании решения № от 05 июля 2023 года заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору В.О., при проведении плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности и требований, установленных муниципальными правовыми актами на территории, в здании общежития по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет юридическое лицо Акционерное общество «Муниципальная управляющая компания» (выписка из ЕГРЮЛ № от 22 мая 2023 года) согласно выписки из реестра объектов жилищного фонда от 31 июля 2023 года на основании договора управления № от 13 сентября 2018 года, повторно выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска (на основании Решения и.о. начальника ОНД и ПР по г. Новосибирску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Новосибирской области майора внутренней службы В.Л. от 22 августа 2022 года №), выраженные в части неисправности (эксплуатации) электрооборудования, а именно: в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (п.п. «а» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации №1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели со следами термического воздействия – копоть – (п.п. «а» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации №1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»), тем самым Акционерное общество «Муниципальная управляющая компания» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – государственный инспектор г. Новосибирска по пожарному надзору Е.С. в судебное заседание явилась, поддержала протокол об административном правонарушении в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени предписание об устранении нарушений обязательных требований от 27 июля 2023 года АО «МУП» не исполнено.
Представитель Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания» по доверенности – Шипицина О.В. в судебном заседании пояснила, что с протоколом об административном правонарушении в целом согласна, однако в материалах административного дела имеется фототаблица от 29 мая 2023 года, где указано место проведения фотосъемки – <адрес>; в фототаблице от 13 июля 2023 года уже указано место проведения фотосъемки – <адрес>. Кроме того, пояснила, что ещё действует предписание до 01 октября 2023 года для устранения нарушений, а также имеется приказ Государственной жилищной инспекции от 31 июля 2023 года об исключении из перечня домов под управлением АО «Муниципальная управляющая компания» общежития по адресу: <адрес>, согласно которому данный дом в настоящее время относится к <данные изъяты>. Кроме того, пояснила, что АО «Муниципальная управляющая компания» предпринимает все возможные меры для устранения выявленных нарушений и просила суд назначить Обществу административное наказание в виде штрафа в минимальных пределах.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что вина АО «МУП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении № от 31 июля 2023 года, в котором изложено существо административного правонарушения;
-постановлением № о назначении административного наказания от 15 июня 2023 года, согласно которому Акционерное общество «Муниципальная управляющая компания» в лице А.А. привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, на основании которой ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей;
-решением главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору В.О. о проведении плановой выездной проверки № от 31 июля 2023 года;
-актом плановой выездной проверки № от 27 июля 2023 года, согласно которому на основании решения о проведении выездной проверки от 05 июля 2023 года №, проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в помещении Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели со следами термического воздействия (копоть);
-предписанием № от 27 июля 2023 года об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому в отношении АО «МУП», осуществляющего управление в общежитии по адресу: <адрес>, проведена выездная плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
-протоколом осмотра помещений общежития, расположенного по адресу: <адрес>, от 20 июля 2023 года и фототаблицей к нему;
-выпиской из журнала СОО(ДС) СПТиПАСР ЦУКС НСО за 19 июля 2023 года по факту вызова по адресу: <адрес>;
-договором управления многоквартирным домом от 13 сентября 2018 года, заключенным между АО «МУП» и собственниками помещений в многоквартирном доме (доме муниципального специализированного жилищного фонда(общежитии));
-выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания»;
-Решением и.о. начальника ОНД и ПР по г. Новосибирску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Новосибирской области В.Л. от 22 августа 2022 года №, согласно которому объект надзора, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории высокого риска.
Оценивая вышеизложенные доказательства, суд считает, их достоверными и допустимыми, а их совокупность достаточной для признания Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания» виновным в повторном нарушении требований пожарной безопасности, а именно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Административная ответственность по ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 400 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
В соответствии со ст.31 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности и требований, установленных муниципальными правовыми актами на территории, на основании решения заместителя главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору В.О. № от 05 июля 2023 года в здании общежития по адресу: <адрес>, управление которым осуществляет юридическое лицо Акционерное общество «Муниципальная управляющая компания», повторно выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, а именно: в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (п.п. «а» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации №1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); в 1 и 2 подъездах с 1 по 5 этаж в коридорах общего пользования, в коридорах жилых секций, в умывальных комнатах эксплуатируются электропровода и кабели со следами термического воздействия – копоть – (п.п. «а» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации №1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).
При этом вступившим в законную силу постановлением № по делу об административном правонарушении от 15 июня 2023 года АО «МУП» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Изложенные выше нарушения, выявленные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия и указанные в акте плановой выездной проверки от 27 июля 2023 года, послужили основанием для составления в отношении АО «МУП» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.
Совокупностью приведенных доказательств установлено, что нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности АО «МУП», относятся к нарушениям законодательства, посягающим на общественную безопасность, а именно к нарушениям требований пожарной безопасности, которые установлены Федеральным законом №69–ФЗ «О пожарной безопасности». Выявленные нарушения могут повлечь причинение вреда здоровью и жизни людей в случае возникновения пожара.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у лица имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судом, 13 сентября 2018 года между АО «МУП» и собственниками помещений в многоквартирном доме (доме муниципального специализированного жилищного фонда(общежитии)) заключен договор управления многоквартирным домом. При осмотре общежития, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что все осматриваемые помещения находятся в управлении АО «МУП», факт нахождения жилого дома в управлении АО «МУП» отражен в акте осмотра.
Тот факт, что с 01 сентября 2023 года общежитие перешло под управление <данные изъяты>, не снимает с АО «МУП» обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, судом установлено, что в действиях Акционерного общества «Муниципальная управляющая компания» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, – повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выражается в неисправности (эксплуатации) электрооборудования.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «МУП», является признание вины.
Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения не позволяют освободить АО «МУП» от ответственности в силу ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В целях определения вида наказания суд полагает обоснованным руководствоваться следующим.
Санкция ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Согласно ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает необходимым назначить АО «МУП» наказание в виде штрафа, поскольку его применение сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом характера создаваемой угрозы общественным отношениям, объекта посягательства, обстоятельств настоящего дела, допущенных нарушений требований пожарной безопасности, оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вместе с тем, согласно ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что АО «МУП» выполняет социально значимую функцию по управлению общежитиями города Новосибирска, вину в содеянном признал, предпринимает меры по устранению допущенных нарушений, учитывая конкретные обстоятельства совершенного им правонарушения и отсутствие по делу тяжких последствий, а также имущественное и финансовое положение Общества, согласно которому последнее имеет задолженность по налогам и страховым взносам, что обусловлено наличием дебиторской задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, суд находит совокупность указанных обстоятельств исключительной, позволяющей назначить АО «МУП» по ч.2.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Акционерное общество «Муниципальная управляющая компания»(<данные изъяты>), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в доход государства в размере 200 000(двести тысяч)рублей.
Административный штраф должен быть внесен на счет получателя: ГУ МЧС России по Новосибирской области, УИН: №, ИНН получателя платежа: 5406297094, КПП: 540601001, Наименование банка получателя: УФК по Новосибирской области г. Новосибирск, Единый казначейский счет: 40102810445370000043, БИК территориального органа Федерального казначейства (ТОФК): 015004950, Номер казначейского счета: 03100643000000015100, ОКТМО: 50701000, Наименование платежа: Административный штраф за нарушение требований пожарной безопасности по протоколу № от 31.07.2023, КБК: 17711601201010004140.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата штрафа в установленный срок в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Кургуз Ю.Ю.