Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-450/2020 ~ М-488/2020 от 16.07.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

                                    Именем Российской Федерации п. Лух          04 августа 2020 года                                                                                          

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Верховской Е.П.,

при секретаре Малковой Н.В.,

с участием истца - заместителя Ивановского природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры ФИО3,

ответчика - директора МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» ФИО4,

представителя администрации Лухского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры, выступающего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Ивановский природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» о возложении обязанности получить лицензию на право пользования недрами и установить проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

В ходе судебного разбирательства исковые требования прокурором были уточнены.

Исковые требования мотивированы следующим.

В результате проведенной проверки Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик», который осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Лухского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. В хозяйственном ведении МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» находится 16 артезианских скважин, расположенных в <адрес>, используемых МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» с целью добычи воды для обеспечения питьевого водоснабжения населения. Однако в нарушение Закона РФ «О недрах» до настоящего времени МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» лицензия на право пользования недрами не получена. Также МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» не установлены зоны санитарной охраны источников у 8 скважин, расположенных в <адрес>. Нарушения директором МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» по вынесенному прокуратурой представлению не устранены. Допущенные МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» нарушения ограничивают интересы Российской Федерации, являющейся собственником недр. Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния деятельности ответчика от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что недра являются неотъемлемым компонентом окружающей среды.

Прокурор просит обязать МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу:

- направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявку на получение лицензии на право пользования недрами, связанного с добычей подземных вод из 16 артезианских скважин, расположенных в <адрес> муниципального района Ивановской области.

- направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявление об установлении зон санитарной охраны 8 скважин, расположенных в <адрес> муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании по делу заместитель Ивановского природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры ФИО3 исковые требования поддержал в уточненном виде по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - директор МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» ФИО4 в судебном заседании поддержал представленный им отзыв на исковое заявление. Считает, что требования об обязании направить заявление об установлении зон санитарной охраны 8 скважин нет необходимости удовлетворять, так как проекты зон санитарной охраны они делают для подачи заявки на лицензию. Просит предоставить срок для исполнения решения 15 месяцев.

Представитель третьего лица, привлеченного судом в судебном заседании, - администрации Лухского муниципального района Ивановской области ФИО5 поддержала мнение ответчика, считает срок 15 месяцев реальным.

Третьи лица - Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу и Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), настоящий Закон регулирует отношения, возникающие, в числе прочего, в области использования подземных вод.

Как следует из ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В ст. 12 Закона о недрах закреплено о том, что неотъемлемой частью лицензии на пользования недрами являются условия выполнения установленных законом, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту в строго установленном порядке.

Из материалов дела следует, что МУП ЖКХ «Тепловик» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Лухского муниципального района, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником имущества предприятия является Лухский муниципальный район Ивановской области (л.д. 11, 12-21). На праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» переданы артезианские скважины, задачами деятельности предприятия являются, в том числе, осуществление холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Ответчик осуществляет деятельность по добыче пресных подземных вод посредством эксплуатации артезианских скважин при отсутствии лицензии на право пользования недрами. При этом не оспаривалось, что артезианские скважины являются источником водоснабжения.

Согласно ч.5 ст. 18 Федерального закона«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", согласно которых зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зон санитарной охраны предшествует разработка ее проекта. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно положениям ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24).

У МУП ЖКХ «Тепловик» отсутствует проект зон санитарной охраны с заключением территориального органа Роспотребнадзора на 8 скважин.

Неисполнение ответчиком обязанностей о направлении в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявки на получение лицензии на право пользования недрами, связанного с добычей подземных вод из 16 артезианских скважин и заявления об установлении зон санитарной охраны 8 скважин, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан Российской Федерации (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую сред и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное и качественное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде, а также нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр. Поэтому суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока суд исходит из объема работ, который следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений природоохранного законодательства, объем начатых работ, мнения природоохранного прокурора, объяснений представителя ответчика, третьего лица, и полагает, что ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ивановского природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры удовлетворить.

Обязать МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявку на получение лицензии на право пользования недрами, связанного с добычей подземных вод из 16 артезианских скважин, расположенных в <адрес> муниципального района Ивановской области.

Обязать МУП ЖКХ Лухского муниципального района «Тепловик» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу направить в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области заявление об установлении зон санитарной охраны 8 скважин, расположенных в <адрес> муниципального района Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (11 августа 2020 года).

Решение в окончательной форме вынесено 11 августа 2020 года.

Председательствующий:                                                     Е.П. Верховская

2-450/2020 ~ М-488/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранный прокуратуры
Ответчики
МУП ЖКХ "Тепловик"
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области
Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Верховская Елена Павловна
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
16.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее