дело N 2-475/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 31 марта 2022 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием представителя Назаркина Евгения Владимировича - Лисецкой Татьяны Мячеславовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назаркина Евгения Владимировича к Коршиковой Кристине Александровны, Назаркиной Алене Александровне об установлении факта принятия наследства и признании права собственности,
установил:
Назаркин Е.В. обратился в суд с иском к Коршиковой К.А., Назаркиной А.А. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его бабушка ФИО3, после смерти которой открылось наследство в виде <данные изъяты> и <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>.
На случай своей смерти ФИО3 составила нотариально удостоверенное завещание, в соответствии с которым принадлежащую ей <данные изъяты> долю в жилом помещении она завещала истцу.
С заявлением о принятии наследства истец к нотариусу не обращался, однако считает, что фактически принял наследство, поскольку несет бремя содержания имущества. Полагает, что как наследник, фактически принявший наследство, приобрел имущественные права в отношении указанного имущества.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Назаркин Е.В. просил суд установить факт принятия наследства после смерти ФИО3, признать за ним право собственности на <данные изъяты> и <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Саратовцев С.А., Якунина С.А.
В судебное заседание представитель Назаркина Е.В. по доверенности Лисецкая Т.М. заявленные требования поддержали.
Назаркин Е.В., Коршикова К.А., Назаркина А.А., Саратовцев С.А., Якунина С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участника процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО3 и ФИО8 состояли в браке, в период которого по договору на передачу жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в общую долевую собственность по <данные изъяты> доли каждый квартиру по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО8 принадлежащая ему <данные изъяты> доля в жилом помещении была унаследована в равных долях его наследниками по закону первой очереди: супругой ФИО3 и детьми от предыдущего брака Саратовцевым С.А. и Якуниной С.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности ФИО3 (<данные изъяты> доля и <данные изъяты> доля) и Саратовцева С.А. и Якуниной С.А. (по <данные изъяты> доли у каждого).
В прижизненный период ФИО3 распорядилась своим имуществом на случай смерти путем составления 22 февраля 2017 года завещания, по которому принадлежащую ей <данные изъяты> долю в жилом помещении она завещала своему внуку Назаркину Е.В. Завещание не отменено и не изменено.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
После смерти ФИО3 открылось наследство в виде <данные изъяты> и <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
Наследниками первой очереди по закону по праву представления к имуществу ФИО3 являются внуки Назаркин Е.В., Коршикова К.А., Назаркина А.А.
Дети ФИО3 от предыдущего брака - ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3 наследники в установленный законно шестимесячный срок к нотариусу не обращались.
Обращаясь с настоящим иском, Назаркин Е.В. указал, что он в течение шести месяцев с момента открытия наследства фактически его принял, поскольку несет бремя содержания жилого помещения.
В силу установленного правового регулирования при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в силу закона или завещания в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (абзац второй пункта 2 статьи 218, статьи 1110, 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В соответствии со статьей 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа принятия наследства: юридический и фактический. Юридическим способом принятия наследства является подача по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, фактическим - совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (вступление во владение имуществом, принятие мер по его сохранности, несение затрат на содержание и т.п.).
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Оценивая фактическую основу заявителя, суд установил, что требования обусловлены фактическим принятием наследства, открывшегося после смерти бабушки, и сложившейся неопределенностью в наследственных правах в связи с невозможностью оформлением прав на наследственное имущество во внесудебном порядке.
Проверяя доводы заявителя, руководствуясь положениями статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что фактическое принятие наследства предполагает совершение наследником активных действий в отношении наследственного имущества; предпринятые наследником действия по фактическому принятию наследства приводят к тому, что наследственное имущество, какая-либо его часть переходят в фактическое обладание наследника либо наследник, не изымая имущество в силу его физических свойств, предпринимает меры по содержанию имущества, несет иные расходы, связанные с данным имуществом, совершает в отношении данного имущества распорядительные действия.
Из дела усматривается, что после смерти ФИО3 ее внук Назаркин Е.В., являясь наследником по закону первой очереди и по завещанию, фактически принял принадлежащее умершему имущество.
Из представленных в судебном заседании документов усматривается, что после смерти бабушки истец несет бремя содержания жилым помещением, что подтверждается исследованными в судебном заседании чеками и квитанциями.
Сведений о том, что иные наследники приняли в наследство, в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, от своих наследственных прав к имуществу умершей бабушки истец не отказывался, напротив, спорным имуществом пользовался, нес расходы на его содержание, фактически вступил в установленный законом шестимесячный срок во владение наследственным имуществом, не обращаясь к нотариусу с заявлением, тогда как принятое после смерти бабушки наследство признается принадлежащим наследнику в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Непосредственно исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд установил, что заявитель вступил во владение наследственным имуществом после смерти ФИО3, совершив действия, свидетельствующие о вступление в фактическое обладание наследственным имуществом.
Поскольку настоящие требования обусловлены сложившейся неопределенностью в наследственных правах, удовлетворение заявления с учетом избранного способа защиты (установление факта принятия наследства) является правомерным.
В этой связи заявленные требования об установлении факта принятия наследства подлежат удовлетворению.
Из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Признание права как способ защиты гражданских прав в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
Поскольку исковые требования обусловлены сложившейся неопределенностью в наследственных правах, избранный истцом способ защиты (признание права) является правомерным.
Принимая во внимание, что истец, как наследник первой очереди по закону и по завещанию, совершил действия по принятию наследства, открывшегося после смерти бабушки, свидетельствующие о вступление в фактическое обладание наследственным имуществом, суд признает за ним право собственности на спорное имущество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил
исковые требования Назаркина Евгения Владимировича к Коршиковой Кристине Александровны, Назаркиной Алене Александровне об установлении факта принятия наследства и признании права собственности - удовлетворить.
Установить факт принятия Назаркиным Евгением Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>.
Признать за Назаркиным Евгением Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, по праву наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Назаркиным Евгением Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, по праву наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 7 апреля 2022 года
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов