Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-2/2023 от 09.01.2023

производство № 12-2/2023

УИД 18MS0030-01-2022-005445-33

РЕШЕНИЕ

    23 марта 2023 года          г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Хаймина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.А.П.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении С.А.П. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, инспектор ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. обратился с жалобой, которой просит постановление отменить, полагает, что процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении допущено не было.

Судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, отложено в связи с ненадлежащим извещением участников процесса.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах не явки не сообщили. Неявка вышеуказанных лиц, по смыслу гл. 30 КоАП РФ, не является препятствием к рассмотрению жалобы.

Изучив жалобу и приложенные к ней документы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Нормой ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении установлен в течение 10 дней со дня вручения (получении) копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Оспариваемое постановление получено административным органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Жалоба подана в Устиновский районный суд г. Ижевска ДД.ММ.ГГГГ, направлена посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, то есть без нарушения срока ее подачи.

В связи с указанным, срок для обращения с жалобой в суд заявителем не нарушен, основания для его восстановления отсутствуют, а соответствующее ходатайство заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий суд, в связи с чем, жалоба подлежит рассмотрению Устиновским районным судом г. Ижевска.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения указанной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.А.П. составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за то, что он допустил выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.

ДД.ММ.ГГГГ в названный протокол об административном правонарушении должностным лицом внесены изменения в части указания места совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.3, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Толкование положений ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении, равно как и изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие составление протокола и изменения в него может быть осуществлено только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе в целях уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, регламентировано положениями ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым: лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1); извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч. 2).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.А.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за то, что он допустил выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении возвращен должностному лицу, его составившему, в виду отсутствия в протоколе об административном правонарушении указания на место совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в названный протокол об административном правонарушении должностным лицом внесены изменения в части указания места совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Такое изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, осуществлено должностным лицом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и без извещения такого лица о времени и месте внесения в протокол об административном правонарушении изменений, о чем было указано должностному лицу в определении мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, которым протокол об административном правонарушении и иные материалы дела были возвращены должностному лицу, и оставлены последним без внимания при новом направлении протокола и материалов дела мировому судье.

Поскольку должностным лицом ранее составленный протокол об административном правонарушении дополнен указанием на место совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, представленные материалы дела не содержат сведений о том, что С.А.П. в порядке ст. 25.15 КоАП РФ был извещен о времени и месте внесения в протокол об административном правонарушении изменений, не явился в назначенное время и в место для разрешения данного вопроса, постольку должностное лицо признается не выполнившим требования ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, а протокол об административном правонарушении неправильно составленным.

Указанные обстоятельства были установлены мировым судьей на основании оценки всей совокупности материалов дела об административном правонарушении, которым дана надлежащая оценка.

Мировой судья пришел к выводу, что допущенное по настоящему делу нарушение требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, влечет нарушение права лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на защиту и не может быть устранено при рассмотрении дела.

Основания не согласиться с приведенными выводами отсутствуют, процессуальные нарушения при рассмотрении настоящего дела мировым судьей не допущены.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении С.А.П. было законном прекращено мировым судьей на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы подлежат отклонению в полном объеме, ввиду допущенных при составлении протокола по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений должностным лицом административного органа. При этом отмечаю, что обязанность по предоставлению доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности возлагается именно на административный орган, обязанность по вызову должностных лиц и иных свидетелей при рассмотрении дела об административном правонарушении на суд не возлагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

    РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.А.П. оставить без изменения, а жалобу инспектора ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                      А.С. Хаймина

12-2/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Савельев Алексей Петрович
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Хаймина Анастасия Сергеевна
Статьи

ст.12.15 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
ustinovskiy--udm.sudrf.ru
09.01.2023Материалы переданы в производство судье
10.01.2023Истребованы материалы
23.01.2023Поступили истребованные материалы
03.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.03.2023Вступило в законную силу
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Дело оформлено
07.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее