производство № 12-2/2023
УИД 18MS0030-01-2022-005445-33
РЕШЕНИЕ
23 марта 2023 года г. Ижевск
Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Хаймина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.А.П.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении С.А.П. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, инспектор ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. обратился с жалобой, которой просит постановление отменить, полагает, что процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении допущено не было.
Судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, отложено в связи с ненадлежащим извещением участников процесса.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, участники процесса, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах не явки не сообщили. Неявка вышеуказанных лиц, по смыслу гл. 30 КоАП РФ, не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Изучив жалобу и приложенные к ней документы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Нормой ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении установлен в течение 10 дней со дня вручения (получении) копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Оспариваемое постановление получено административным органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Жалоба подана в Устиновский районный суд г. Ижевска ДД.ММ.ГГГГ, направлена посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, то есть без нарушения срока ее подачи.
В связи с указанным, срок для обращения с жалобой в суд заявителем не нарушен, основания для его восстановления отсутствуют, а соответствующее ходатайство заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий суд, в связи с чем, жалоба подлежит рассмотрению Устиновским районным судом г. Ижевска.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.А.П. составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за то, что он допустил выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.
ДД.ММ.ГГГГ в названный протокол об административном правонарушении должностным лицом внесены изменения в части указания места совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.3, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении, равно как и изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие составление протокола и изменения в него может быть осуществлено только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе в целях уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, регламентировано положениями ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым: лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1); извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч. 2).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.А.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, за то, что он допустил выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении возвращен должностному лицу, его составившему, в виду отсутствия в протоколе об административном правонарушении указания на место совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в названный протокол об административном правонарушении должностным лицом внесены изменения в части указания места совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Такое изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, осуществлено должностным лицом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и без извещения такого лица о времени и месте внесения в протокол об административном правонарушении изменений, о чем было указано должностному лицу в определении мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, которым протокол об административном правонарушении и иные материалы дела были возвращены должностному лицу, и оставлены последним без внимания при новом направлении протокола и материалов дела мировому судье.
Поскольку должностным лицом ранее составленный протокол об административном правонарушении дополнен указанием на место совершения С.А.П. вмененного ему правонарушения по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, представленные материалы дела не содержат сведений о том, что С.А.П. в порядке ст. 25.15 КоАП РФ был извещен о времени и месте внесения в протокол об административном правонарушении изменений, не явился в назначенное время и в место для разрешения данного вопроса, постольку должностное лицо признается не выполнившим требования ч.ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, а протокол об административном правонарушении неправильно составленным.
Указанные обстоятельства были установлены мировым судьей на основании оценки всей совокупности материалов дела об административном правонарушении, которым дана надлежащая оценка.
Мировой судья пришел к выводу, что допущенное по настоящему делу нарушение требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, влияет на всесторонность и полноту рассмотрения дела, влечет нарушение права лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на защиту и не может быть устранено при рассмотрении дела.
Основания не согласиться с приведенными выводами отсутствуют, процессуальные нарушения при рассмотрении настоящего дела мировым судьей не допущены.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении С.А.П. было законном прекращено мировым судьей на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы подлежат отклонению в полном объеме, ввиду допущенных при составлении протокола по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений должностным лицом административного органа. При этом отмечаю, что обязанность по предоставлению доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности возлагается именно на административный орган, обязанность по вызову должностных лиц и иных свидетелей при рассмотрении дела об административном правонарушении на суд не возлагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.А.П. оставить без изменения, а жалобу инспектора ДПС отделения ДПС ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району Овчаренко Д.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.С. Хаймина