Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-1/2024 (11-14/2023;) от 07.11.2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2024 г.                                                         пос. Дубна Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Никифоровой О.А.,

при помощнике Костиной Е.А.,

с участием ответчика Злобиной Л.В., действующей в своих интересах, а также как представитель Злобиной Л.Н. по доверенности, представителей ответчика Злобиной Л.В. в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Седых Г.Г. и Рогова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело №11-1/2024 по апелляционной жалобе ответчиков на решение мирового судьи судебного участка № 15 Одоевского судебного района Тульской области от 14 сентября 2023 г. по гражданскому делу №2-891/15/2023 по иску ООО «МСК-НТ» к Злобиной Людмиле Николаевне, Злобиной Людмиле Васильевне, Злобину Анатолию Викторовичу, Злобину Юрию Анатольевичу, Злобину Виктору Анатольевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Тульский филиал ООО «МСК-НТ» обратился в судебный участок с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Злобиной Л.Н., Злобиной Л.В., Злобину А.В., Злобину Ю.А., Злобину В.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обосновании заявленных требований истец указал, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 28 апреля 2018 г. №3, заключенным с министерством природных ресурсов и экологии Тульской области, ООО «МСК-НТ» с 01 января 2019 г. приступило к выполнению функций регионального оператора по обращению с ТКО на части территории Тульской области в границах территорий муниципальных образований рабочий поселок Новогуровский, город Алексин, город Донской, город Ефремов, город Новомосковск, Славный, Арсеньевского, Белевского, Богородицкого, Веневского, Воловского, Дубенского, Заокского, Каменского, Кимовского, Куркинского, Одоевского, Плавского, Суворовского, Тепло-Огаревского, Чернского, Узловского, Ясногорского районов Тульской области.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, который не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

В силу п.4 статьи 24.7 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Предоставление собственникам и пользователям жилых помещений услуг по обращению с ТКО осуществляется на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенного в порядке публичной оферты, условия которой опубликованы 05 декабря 2018 г. на официальном сайте ООО «МСК-НТ» в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете «Тульские известия» №181 от 07 декабря 2018 г.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г.», если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с региональным оператором в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз.2 п.148 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Ответчики Злобина Л.Н., Злобина Л.В., Злобин А.В., Злобин Ю.А., Злобин В.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>. ООО «МСК-НТ» оказывает ответчикам услуги по обращению с ТКО, однако, оплату данных услуг ответчики не осуществляют.

Истцом была инициирована процедура взыскания задолженности путем вынесения судебного приказа, который был вынесен, однако впоследствии отменен по возражению ответчика.

Просил взыскать солидарно с ответчиков Злобиной Л.Н., Злобиной Л.В., Злобина А.В., Злобина Ю.А., Злобина В.А. задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) за период с 01 августа 2020 г. по 31 января 2023 г. в размере 22415,41 руб., пени в размере 11209,07 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1208,76 руб.

Представитель истца Тульского филиала ООО «МСК-НТ» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие.

Ответчик Злобина Л.В., действующая в своих интересах, а также как представитель Злобиной Л.Н. по доверенности, представители ответчика Злобиной Л.В. в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Седых Г.Г. и Рогов А.С. в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать.

Ответчики Злобина Л.Н., Злобин А.В., Злобин Ю.А., Злобин В.А.. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражали.

Представитель третьего лица АО «ОЕИРЦ» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования Дубенский район, администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением мирового судьи судебного участка судебного участка № 15 Одоевского судебного района Тульской области от 14 сентября 2023 г. исковые требования Тульского филиала ООО «МСК-НТ» с учетом уточнения удовлетворены частично, с ответчиков Злобиной Л.Н., Злобиной Л.В., Злобина А.В., Злобина Ю.А., Злобина В.А. солидарно взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01 августа 2020 г. по 31 января 2023 г. в размере 22415,41 руб., пени в размере 1500 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 859,67 руб.

Не согласившись с постановленным решением, ответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение мирового судьи отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, считая решение незаконным ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указали, что мировым судьей ошибочно сделан к выводу о том, что истцом соблюдены условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Территориальной схемой по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 22.09.2016 г. № 682-о, с изменениями утвержденными приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 31.12.2018 г. № 1144-0, на территории с. Скоморошки в Воскресенском сельском поселении Дубенского района Тульской области предусмотрено размещение 4-х контейнерных площадок по адресам: ул. Центральная, д. 2, ул. Садовая, д. 1, ул. Садовая, д. 12, ул. Молодежная д. 7.

Соглашением об организации деятельности по обращению е твердыми коммунальными отходами № 3 от 28.04.2018 г. предусмотрено три места сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Скоморошки в Воскресенском сельском поселении Дубенского района по адресам: ул. Центральная 3; ул. Садовая 10; ул. Молодежная 7.

Однако, по адресу: Тульская область, Дубенский район, с. Скоморошки, ул. Центральная, дом 2 или дом 3 контейнерная площадка в спорный период отсутствовала, истец по данному адресу услуги не оказывал, все остальные контейнерные площадки в с. Скоморошки находятся на значительном удалении (более 300 м) от места жительства ответчиков.

Кроме того, согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г., расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. В случаях, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Поскольку место накопления отходов, соответствующее требованиям нормативных правовых актов, для ответчиков на территории с. Скоморошки в Воскресенском сельском поселении Дубенского района отсутствует, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной, а договор на оказание услуг по обращению с ТКО нельзя признать заключенным. Следовательно, Истец не вправе заявлять требование об оплате неоказанных услуг по обращению с ТКО.

Также указали на нарушения норм процессуального права, а именно: аудиопротоколирование судебного заседания, состоявшегося 10 августа 2023 г., в материалах гражданского дела отсутствует; мировым судьей принято решение, не дождавшись ответа на запрос от истца, в связи с чем ответчики были лишены возможности представить доказательства, подтверждающие их возражения; в материалах гражданского дела отсутствуют уточненные возражения в полном объеме, которые были приобщены в ходе судебного заседания стороной ответчиков, в деле имеется только первый лист, что лишает мирового судью дать оценку всем доказательствам, представленным сторонами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Злобина Л.В., действующая в своих интересах, а также как представитель Злобиной Л.Н. по доверенности, представители ответчика Злобиной Л.В. в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Седых Г.Г. и Рогов А.С., поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение мирового судьи и в удовлетворении иска отказать.

Представитель истца Тульского филиала ООО «МСК-НТ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, представитель по доверенности Акулич Н.Ю. в письменном ответе сообщила, что согласно постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) региональный оператор обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, прерывающими установленную продолжительность; организовывать и проводить совместно с региональным оператором по обращению с ТКО проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг – также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. У ответчиков акта проверки нет, а также нет сведений о том, что они обращались к региональному оператору по вопросу ненадлежащего качества оказания услуг.

Ответчики Злобина Л.Н., Злобин А.В., Злобин Ю.А., Злобин В.А.. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в представленных суду письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель третьего лица АО «ОЕИРЦ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представитель по доверенности Шахтарина И.В. просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования Дубенский район, администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения ответчика Злобиной Л.В., действующей в своих интересах, а также как представитель Злобиной Л.Н. по доверенности, представителей ответчика Злобиной Л.В. в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Седых Г.Г. и Рогова А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, показания специалиста администрации муниципального образования Дубенский район Тульской области Бартеневой Л.Г., проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 ГПК РФ).

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.

Разрешая возникший спор по существу, мировой судья правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований ООО «МСК-НТ». Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

С данными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием соглашается суд апелляционной инстанции, считает выводы мирового судьи о наличии оснований для частичного удовлетворения иска обоснованными и соответствующими установленным по делу доказательствам. Мировым судьей верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.

Как установлено в ходе судебного разбирательства у мирового судьи и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Злобина Л.Н. является собственником жилого <адрес>. На регистрационном учете в данном доме в спорный период состояли: Злобин А.В., Злобина Л.В., Злобина Л.Н., Злобин Ю.А., Злобин В.А.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч.3 ст.153 ЖК РФ).

Как предусмотрено ч.ч.3 и 4 статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в т.ч. в электронной форме, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

На основании Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п.1 ст.2); нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (п.2 ст.24.10); установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов в области обращения с отходами отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (абз.14 ст.6).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Частями 1 и 2 статьи 24.6 указанного Федерального закона предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО0 на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами и осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (ч.1).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (ч.2).

К правоотношениям, связанным с оказанием гражданам услуг по обращению с ТКО, применимы правила гражданского законодательства о публичном договоре ввиду следующего.

Согласно части 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Как предусмотрено статьей 24.7 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 г., региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч.1).

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч.2).

По итогам конкурсного отбора, проведенного правительством Тульской области на части территории Тульской области в границах территорий муниципальных образований рабочий поселок Новогуровский, город Алексин, город Донской, город Ефремов, город Новомосковск, Славный, Арсеньевского, Белевского, Богородицкого, Веневского, Воловского, Дубенского, Заокского, Каменского, Кимовского, Куркинского, Одоевского, Плавского, Суворовского, Тепло-Огаревского, Чернского, Узловского, Ясногорского районов Тульской области, в установленном законом порядке ООО «МСК-НТ» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории указанных муниципальных образований.

Между министерством природных ресурсов и экологии Тульской области и ООО «МСК-НТ» 28 апреля 2018 г. заключено соглашение № 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предметом которого является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на части территории Тульской области, в т.ч. в границах территории Дубенского района.

В юридически значимом периоде ответчики Злобина Л.Н., Злобина Л.В., Злобин А.В., Злобин Ю.А., Злобин В.А. были зарегистрированы в Дубенском районе по месту жительства по адресу: <адрес>, который входит в зону деятельности регионального оператора ООО «МСК-НТ».

07 декабря 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Тульской области в газете «Тульские известия» №181 и 05 декабря 2018 г. на своем официальном сайте ООО «МСК-НТ» по электронному адресу: httр://tula.msk-nt.ru/ опубликовано, в т.ч. потребителям Дубенского района Тульской области, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе.

Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение), условиях оплаты (потребитель оплачивает услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.1 раздела 1 указанного договора).

В соответствии с п.4 раздела 1 договора дата начала оказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц – 01 января 2019 г.

Согласно п.6 раздела 2 указанного договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-ого числа месяца следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальным отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством.

Также договором определены порядок фиксации нарушений по договору, ответственность сторон.

Газета «Тульские известия» на основании постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. №61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области», с изм. от 21 сентября 2018г., является официальным источником опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области, в связи с чем информация, опубликованная в газете «Тульские известия» от 07 декабря 2018 г. №181, считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Тульской области.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 30 Правил договор считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг. Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности оплаты оказанной коммунальной услуги непосредственно исполнителю.

Пункт 148(1) Правил предусматривает, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В силу пункта 148(2) Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

Обращение с твердыми коммунальными отходами (их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, согласно которым обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Твердые коммунальные отходы должны накапливаться на специальных контейнерных площадках, оборудованных контейнерами для сбора отходов. Региональный оператор обязан разместить контейнеры/бункеры для сбора отходов в местах, определяемых (организованных) органом местного самоуправления - контейнерных площадках.

В соответствии с п.п.4-8 Постановления Правительства Тульской области от 28 декабря 2018 г. №580 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области» накопление ТКО допускается только в местах (площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.4).

Места (площадки) накопления ТКО определяются схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО и включаются в реестр мест (площадок) накопления ТКО, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления Тульской области в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.5).

Потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, утверждаемой министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.6).

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (ч.7).

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (ч.8).

Согласно пункту 13 указанного Порядка накопления ТКО на территории Тульской области количество, объем и тип контейнеров, бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются региональным оператором, исходя из численности населения, пользующегося контейнерами, бункерами, с учетом нормативов накопления ТКО, сроков хранения ТКО, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Расчетный объем контейнеров, бункеров должен соответствовать фактическому накоплению ТКО в периоды наибольшего образования ТКО.

Доводы ответчиков о том, что договор с ООО «МСК-НТ» ими заключен не был, а потому отсутствуют правовые основания для взимания с них платы за услугу по обращению с ТКО, являются несостоятельными.

Как предусмотрено п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в т.ч. путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как указано выше, региональный оператор ООО «МСК-НТ» выполнил возложенную на него законом обязанность по официальному размещению информации о том, что с 01 января 2019 г. им осуществляется транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Тульской области, куда входит Дубенский район Тульской области, довел до сведения потребителей предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект типового договора.

Поскольку в установленные законом порядке и срок ответчики не направили региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг с ООО «МСК-НТ» считается заключенным ответчиками и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора предложения о заключении договора.

Довод апелляционной жалобы о том, что истцом ООО «МСК-НТ» не была оказана ответчикам услуга по обращению с ТКО, отклоняется судом апелляционной инстанции, как несостоятельный.

В ходе рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции было достоверно установлено, что в с. Скоморошки Дубенского района Тульской области площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Тульская область, Дубенский район, с. Скоморошки, ул. Садовая, 1, ул. Садовая, 12, ул. Молодежная, 7 - включены в утвержденный реестр площадок накопления ТКО муниципального образования Дубенский район, размещенный на официальном сайте муниципального образования Дубенский район Тульской области. Из указанных сведений усматривается, что жители домов № 1-29, расположенных по ул. Центральная с. Скоморошки, прикреплены к контейнерной площадке, расположенной по адресу: Тульская область, Дубенский район, с. Скоморошки, ул. Молодежная, д.7.

Данные обстоятельства в суде апелляционной инстанции подтвердила специалист – начальник отдела по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС, охраны окружающей среды администрации муниципального образования Дубенский район, -Бартенева Л.Г., которая также указала, что потребители услуги имеет право пользоваться любой контейнерной площадкой вблизи дома. В с. Скоморошки Дубенского района контейнерных площадок расположено больше, чем положено.

Постановлением администрации муниципального образования Дубенский район № 1096 от 10 декабря 2018 г. утверждена форма реестра мест (площадок) накопления коммунальных отходов на территории МО Дубенский район. Из реестра, а также из схем мест накопления отходов следует, что место накопления отходов располагается, в том числе, на территории с. Скоморошки Дубенского района Тульской области.

Доводы ответчиков о том, что контейнером для мусора они не пользуются, мусор утилизируют самостоятельно, обоснованно отклонены мировым судьей, поскольку нежелание потребителя пользоваться предоставленными ему услугами и выполнять требования закона не могут являться основанием для освобождения ответчиков по данному делу от обязанности оплачивать услуги по обращению с ТКО.

Обязанность собственника жилого помещения обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами прямо предусмотрена законом (ч.5 ст.30 ЖК РФ, п.п.1,4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, договор на обращение с ТКО между сторонами заключен на общих условиях в соответствии с пунктами 148(1), 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354, путем совершением потребителем конклюдентных действий в соответствии с требованиями вышеприведенных положений п.п.8(17), 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156.

Ответчиками в рамках данного дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что у них заключен договор с иной специализированной организацией на оказание услуг по обращению с ТКО.

Объективных и убедительных доказательств того, что ответчики не пользуются услугой по вывозу ТКО, предоставляемой ООО «МСК-НТ», не используют иные установленные в с. Скоморошки мусорные контейнеры, суду первой инстанции представлено не было, как и не было представлено суду апелляционной инстанции.

Таким образом, в спорном периоде ООО «МСК-НТ» оказывало ответчикам услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако, плату за данные услуги они не вносили, вследствие чего образовалась задолженность, подлежащая взысканию в пользу ООО «МСК-НТ».

Отсутствие мест (площадок) накопления ТКО в непосредственной близости с домом ответчиков, не может являться бесспорным доказательством не использования ответчиками иных мест по утилизации отходов, как и не может подтверждать не оказание спорных услуг.

Довод апелляционной жалобы ответчиков о не оказании услуги по обращению с ТКО, поскольку не соблюдены расстояния между площадками и их жилым домом, несостоятелен, поскольку несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилых домов, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказал услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома ответчиков.

Поскольку ООО «МСК-НТ», как региональный оператор, в юридически значимый период оказывало ответчикам услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, то ООО «МСК-НТ» обоснованно начисляет ответчикам плату за обращение с ТКО с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, объема оказанной услуги и утвержденного тарифа.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Установив, что ответчиками нарушены сроки внесения платы за оказанные им истцом услуги по обращению с ТКО, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований к взысканию с ответчиков пени за просрочку платежей в пользу истца, снизив их размер.

Расчет задолженности за услуги по обращению с ТКО, а также расчет суммы пени, представленный истцом, их соразмерность последствиям нарушенного обязательства ответчиками в апелляционной жалобе не оспаривались.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии аудиопротокола судебного заседания от 10 августа 2023 г. отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся сторон, в связи с чем, аудиопротоколирование правомерно не велось.

Ссылка ответчиков на судебную практику по другим делам не свидетельствует о нарушении мировым судьей единообразия в толковании и применении норм материального права, поскольку при рассмотрении дел судьями учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.

Несогласие ответчиков с установленными по делу обстоятельствами и их оценкой, с выводами мирового судьи, иная оценка ими фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного решения.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, мировой судья постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что мировым судьей вынесено решение по делу в отсутствие ответа на запрос, об отсутствии в материалах дела возражений в полном объеме, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции основанием к отмене постановленного решения, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценке доказательств, не опровергают правильность и законность выводов мирового судьи, изложенных в решении.

С учётом изложенного, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 15 Одоевского судебного района Тульской области от 14 сентября 2023 г. по гражданскому делу №2-891/15/2023 - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков Злобиной Людмилы Николаевны, Злобиной Людмилы Васильевны, Злобина Анатолия Викторовича, Злобина Юрия Анатольевича, Злобина Виктора Анатольевича - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка № 15 Одоевского судебного района Тульской области.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024г.

    Председательствующий              О.А. Никифорова

11-1/2024 (11-14/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "МСК-НТ"
Ответчики
Злобина Людмила Васильевна
Злобин Юрий Анатольевич
Злобин Анатолий Викторович
Злобина Людмила Николаевна
Злобин Виктор Анатольевич
Другие
АО "Областной единый информационно-расчетный центр"
Рогов А.С.
Седых Г.Г.
Администрация МО Дубенский район
Администрация МО Воскресенское
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Никифорова Олеся Александровна
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
07.11.2023Передача материалов дела судье
09.11.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
28.11.2023Судебное заседание
21.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Дело оформлено
18.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее