№2-867/2020
50RS0033-01-2020-000329-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего федерального судьи Лялиной М.А.
При секретаре Шуваловой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пантелеевой ВФ к ГУ-Управлению пенсионного фонда РФ № по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии
УСТАНОВИЛ:
Пантелеева В.Ф. мотивирует свои требования тем, что 27.11.2019 года она обратилась в ГУ- УПФ РФ № по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста как медицинскому работнику. Но решением комиссии по назначению пенсии, оформленному протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в назначении требуемой пенсии за неимением необходимого специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж Пантелеевой В.Ф. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года в календарном исчислении. Пантелеева В.Ф. в оспариваемые периоды времени работала полный рабочий день в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии, считает, что указанные периоды работы не включены в специальный стаж истицы незаконно, отказ в этой части решения комиссии ответчика является незаконным, поэтому истица просит суд признать незаконным в части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления пенсионного фонда РФ № по г.Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязав включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года с даты обращения, то есть с 27.11.2019 года, а также установить дату выработки Пантелеевой В.Ф. необходимого специального стажа 30 лет в соответствие с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 – ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» по состоянию на 27.11.2019 года, то есть на дату обращения в пенсионный фонд заявления о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В судебном заседании Пантелеева В.Ф. поддержала исковые требования.
Полномочный представитель ГУ УПФ РФ № по г.Москве и Московской области по надлежащей доверенности в судебном заседании иск не признал, поддержал письменный отзыв, просил в иске отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Пантелеева В.Ф. имеет среднее профессиональное образование по профессии медицинская сестра, с 1.08.1987 года по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в различных учреждениях здравоохранения.
27.11.2019 года Пантелеева В.Ф. обратилась в ГУ- УПФ РФ № по г.Москве и Московской области для назначения пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста как медицинскому работнику. Но решением комиссии по назначению пенсии, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано за неимением требуемого специального стажа.
Согласно вышеуказанного протокола комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в специальный стаж Пантелеевой В.Ф. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года в календарном исчислении.
При этом, согласно оспариваемого протокола комиссии № специальный стаж составил 29 лет 7 месяцев и 09 дней.
Рассматривая дело по существу заявленных требований, судом установлено, что статьей 4 (ч.2) Конституции РФ определено, что Конституция РФ и Федеральные законы РФ имеют верховенство на всей территории России.
Частью 2 ст.39 Конституции РФ предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение граждан РФ с 01.01.2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Нормы и правила, установленные пенсионным законодательством и нормативно-правовыми актами Правительства РФ, использующиеся для назначения пенсий, должны соблюдаться в соответствии с частью 2 ст.115 Конституции РФ.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, имеют лица при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 « О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и Учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа который по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года; Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 постановления применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992года;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР » право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
На основании вышеперечисленных норм права и представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что неправомерно не засчитаны в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года в связи со следующим.
Поскольку Пантелеева В.Ф. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных как в городе, так и в деревне, ей необходимо для назначения пенсии 30 лет специального стажа.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в её специальный стаж, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст.54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).
Кроме того, в соответствии со ст.187 ТК РФ в эти периоды за работником сохраняется средний заработок и место работы, из заработка работника производятся соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и в пенсионный. Подтверждающая это правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года. Кроме того, п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 указывает перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Нахождение на курсах повышения квалификации в этот перечень не входит.
Таким образом, периоды с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.
Как следует из материалов дела, 27.11.2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Поскольку суд пришел к выводу, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации необходимо включить в специальный стаж истицы, в связи с этим, по состоянию на дату обращения за назначением досрочной пенсии по старости 27.11.2019 года медицинский стаж истицы составляет 30 лет, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенной в действие Федеральным законом от 03.10.2018 года №350-Ф3 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который вступил в силу с 1 января 2019 года в указанной. части, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, согласно которого возраст назначения пенсии увеличивается на 12 месяцев.
Однако, согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 года №350- ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, поскольку на дату обращения 27.11.2019 года истицы за назначением пенсии, с учетом включенных ответчиком в медицинский стаж периодов работы, а также включенных судом периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации, истец имела 30 лет необходимого специального стажа для назначения досрочной пенсии по старости, то в силу вышеуказанных норм законов, у истицы возникнет право на пенсию через шесть месяцев от даты обращения. При этом истице не требуется повторной подачи заявления о назначении требуемой пенсии, поскольку в нормах действующего пенсионного законодательства – Федерального закона «О страховых пенсиях» №400- ФЗ с учетом норм п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 года №350-Ф3 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» отсутствует указание на необходимость повторного обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Пантелеевой В.Ф. в полном объеме, включая заявленные требования об установлении даты выработки истицей необходимого специального стажа 30 лет в соответствие с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 - ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» по состоянию на 27.11.2019 года на дату обращения в пенсионный фонд заявления о назначении страховой пенсии по старости, поскольку установление даты выработки необходимо для исчисления периода отсрочки и установления даты возникновения у истицы право на пенсию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Исковые требования Пантелеевой ВФ удовлетворить.
Признать незаконным в части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления пенсионного фонда РФ № по г.Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пантелеевой ВФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязав включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1994 года по 15.03.1994 года, с 10.12.1999 года по 10.01.2000 года, с 24.01.2005 года по 24.02.2005 года, с 20.10.2009 года по 20.11.2009 года, с 17.03.2014 года по 16.04.2014 года, с 22.03.2019 года по 22.04.2019 года с даты обращения, то есть с 27.11.2019 года.
Установить дату выработки Пантелеевой ВФ необходимого специального стажа 30 лет в соответствие с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 – ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» по состоянию на 27.11.2019 года, то есть на дату обращения в пенсионный фонд заявления о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: