Дело №2-13/2024
УИД 13MS0042-01-2023-001953-23
Решение
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 25 января 2024 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Бориса Борисовича,
при секретаре судебного заседания Трямкиной Е.С.,
с участием в деле:
истца (ответчика) – общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск», в лице представителей Царапкина А.Н. действующего на основании доверенности от 01 марта 2023 года, срок действия 09 месяцев, Шагалкиной Л.Е. действующей на основании доверенности от 26 августа 2023 года, срок действия 1 год,
ответчика (истца) - Кочетковой Л.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» к Кочетковой Л.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
иску Кочетковой Л.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ремондис» о проведении перерасчета начисленных сумм за услуги ТКО, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» (далее ООО «Ремондис») обратилось в суд с вышеуказанным иском к Кочетковой Л.А. указав, что по результатам конкурсного отбора, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «Ремондис Саранск» (далее - Региональный оператор, Истец) заключено Соглашение №272/47 от 11.08.2017 г, (далее по тексту- Соглашение), по условиям которого (пункт 1.2) ООО «Ремондис Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания указанного Соглашения до 31.12.2027 г. На территории села Апраксино обязательства Регионального оператора ООО «Ремондис Саранск» осуществляет с 01.05.2018 г. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12.10.2016 г. № 16/129 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия (далее - территориальная схема), куда включен Чамзинский район. Обязанность по оплате коммунальных услуг закреплена в части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ где сказано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Как уже отмечалось, согласно части 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Согласно абзацу 2 пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, В целях заключения данного публичного договора, в том числе для обеспечения возможности потребителей заключить договор путем совершения конклюдентных действий, Региональный оператор в соответствии с частью 2 статьи 437 ГК РФ 04 апреля 2018 года разместил публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru). Указанные выше нормативные положения, а также утверждение Постановлением Правительства Республики Мордовия № 225 от 05 апреля 2017 года, нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия, означают, что ООО «Ремондис Саранск» услугу по обращению с ТКО оказывает всем без исключения гражданам, проживающим на территории Чамзинского района. Таким образом, с 01 мая 2018 года Кочеткова Л.А. собственник жилого помещения по адресу: <адрес> является потребителем услуг, оказываемым Региональным оператором. Исходя из вышеприведенных нормативов и тарифа, примененного в зависимости от его периода действия, истцом произведен расчет суммы задолженности ответчику, прилагаемый к заявлению. Сумма задолженности Ответчиков перед Региональным оператором за период с 01 мая 2018 г. по 31 мая 2023 2023г. составляет 4693 рубля 10 копеек. Должник ежемесячно уведомлялся о наличии и размере задолженности, однако на дату подачи настоящего заявления долг не погашен. Мировым судьей судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия 22.09.2022 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Кочетковой Л.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по причине поступления от должников заявления об отмене судебного приказа в связи с несогласием. На основании изложенного просит: Взыскать с Кочетковой Л.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» задолженность в сумме 4693 рубля 10 копеек, за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.05.2018 г, по 31.05.2023г., судебные расходы по уплате госпошлины в размере 400,00 рублей, а также почтовые расходы в сумме 105 рублей 50 копеек,
Ответчиком (истцом) Кочетковой Л.А. подано встречное исковое заявление к ООО «Ремондис Саранск», согласно которому она указывает, что на основании Свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию, выданному нотариусом Чамзинского нотариального округа Суродеевой Н.П. 13.03.2007, Кочетковой Л.А. (далее истец по встречному исковому заявлению, Ответчик по первоначальному иску) принадлежит на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 5 013 кв. м. Адрес: <адрес> (нумерация дома изменена на №). На указанном земельном участке располагается жилой дом, назначение жилое. 1-этажный, общая площадь 32,60 кв.м., принадлежащий Истцу по встречному исковому заявлению на праве собственности на основании Свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию, выданному нотариусом Чамзинского нотариального округа Суродеевой Н.П. 13.03.2007 г. Как указывает Истец по первоначальному иску, с 01.05.2018 Кочеткова Л.А. является потребителем услуг, оказываемых Региональным оператором, так как ей совершаются конклюдентные действия - пользование услугой по обращению с ТКО. Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах. Следовательно, в соответствии с названными Правилами предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении многоквартирных домов и жилых домов. Согласно пункту 9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с пунктом 3.7.6 Правил №170, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов. Согласно пункту 2.2.3. СП 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СП 42-128-4690-88), площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В силу пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. О месте расположения контейнерной площадки Истец по встречному исковому заявлению не знал, региональный оператор такую информацию до Истца не доводил. О том, что имеется площадка для сбора мусора Истцу по встречному иску стало известно в ходе претензионного и судебного разбирательства в декабре 2022 года. Расстояние от входного подъезда жилого дома Истца по встречному исковому заявлению до площадки по вывозу отходов составляет ориентировочно 200 метров. Конкретные места накопления отходов на территории, прилегающей к этому дому, для Истца по встречному исковому заявлению определены не были. Вывоз отходов применительно к жилому помещению Истца по встречному иску иными средствами вывоз отходов не производился. Доказательств использования Кочетковой JI.A. конкретных контейнерных площадок для накопления ТКО Истцом по первоначальному иску в материалы дела не представлено. Доказательств вывоза отходов в соответствии с требованиями СП 42-128-4690-88, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (от мест, удаленных не более 100 м) в материалы дела не предоставлено, как не представлено и доказательств осуществления заявителем мешкового сбора. В СП 42-128-4690-88, Правила и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 заложен предел доступности площадок для сбора мусора, который позволяет жителям домов воспользоваться данными площадками - удаленность от места их проживания не более 100 м. В ином случае следует, что площадка накопления отходов является недоступной в связи с чем, оказанная истцу услуга не может являться услугой надлежащего качества. Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 годаИ 2300-1 "О защите прав потребителей"). Вместе с тем, такие доказательства, освобождающие Ответчика по встречному исковому заявлению от ответственности в материалы дела не представлены. Таким образом, в связи с тем, что услуга по вывозу ТКО осуществлялась в период с мая 2018 по ноябрь 2022 истцу не оказывалась, исковые требования о возложении на ответчика по встречному иску обязанности по перерасчету платы подлежит удовлетворению. Как следует из Первоначального иска, Ответчику по первоначальному иску за период с мая 2018 по ноябрь 2022 была начислена плата за коммунальную услуг по обращению с ТКО в сумме 4 685 (Четыре тысячи шестьсот восемьдесят пять) рублей 82 копейки, в связи с чем указанная сумма подлежит исключению из суммы задолженности ответчика. В силу положений ст. 15 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в связи допущенным Ответчиком по встречному исковому заявлению нарушением прав Истца по встречному исковому заявлению как потребителя подлежит взысканию с Ответчика по встречному исковому заявлению в пользу Истца по встречному исковому заявлению компенсация морального вреда. С учетом характера допущенного нарушения, его длительности, последствий для Истца по встречному иску, Истец определяет размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей. На основании изложенного просит: возложить на ООО «Ремондис Саранск» обязанность произвести перерасчет платы, начисленной Кочетковой Л.А. за период с мая 2018 по ноябрь 2022 в сумме 4 685 (Четыре тысячи шестьсот восемьдесят пять) рублей 82 копейки, исключив сумму из расчета задолженности. Взыскать с ООО «РЕМОНДИС Саранск» в пользу Кочетковой Л.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Представитель истца (ответчика) ООО «Ремондис» Саранск, ответчик – Кочеткова Л.А. (истец по встречному исковому заявлению), представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Представитель истца (ответчика) Шагалкина Л.Е., представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца, исковые требования поддерживает, от представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия главы администрации Апраксинского сельского поселения Т.А. Глебовой поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Уставом ООО «Ремондис Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО «Ремондис Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «Ремондис Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО «Ремондис Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения № 1 к соглашению от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Чамзинского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.
4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте региональный оператор ООО «Ремондис Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с ТКО потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Чамзинского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Прямой договор оказания услуг по обращению с ТКО между ООО «Ремондис Саранск» и ответчиками заключен не был.
Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз мусора не представлено.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект недвижимости, жилой дом расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия, в отношении жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, указана Кочеткова Л.А., собственник (л.д.47).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 30 июля 2007 года Кочетковой Л.А. принадлежит на праве собственности жилой дом расположенный по адресу: <адрес>. Согласно встречному исковому заявлению Корчетковой Л.А., нумерация дома по адресу: <адрес>, изменена на 4.
Согласно сообщению Главы администрации Апраксинского сельского поселения Т.А.Глебовой от 18 января 2024 года №11, на основании постановления администрации Апраксинского сельского поселения от 22 марта 2012 года №9 «об утверждении адресного реестра», произошла смена нумерации дома №6 на №4 по <адрес> Республики Мордовия.
Ответчиком Кочетковой Л.А. не оспаривается факт принадлежности ей на праве собственности жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается встречным исковым заявлением, согласно которому следует, что указанный дом принадлежит Кочетковой Л.А. на основании Свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию, выданного нотариусом Чамхзинского нотариального округа Суродеевой Н.П. 13 марта 2007 года.
Из сообщения главы администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия от 14 декабря 2023 года №264 следует, что по состоянию на 07 ноября 2023 года согласно пункту 8 реестра домовладений по ул.Базарная с.Апраксино, пользуются контейнером, расположенным ИЖС (ул.Совхозная).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов, а также лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома, а также лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, обязаны обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1 статьи 24.7 N 89-ФЗ).
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») и в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с пунктом 148(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Из представленных по делу доказательств следует, что ответчик Кочеткова Л.А. владеет на праве собственности жилым домом расположенным по адресу: <адрес>, то есть с учетом приведенных требований закона была обязана оплачивать предоставленные коммунальные услуги, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором без заключения письменного договора путём конклюдентных действий, ответчиком Кочетковой Л.А. фактически принимались такие услуги, обратного суду не представлено, при этом обязательное заключение договора в письменной форме законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах ответчик Кочеткова Л.А., являясь потребителями коммунальных услуг, в силу прямого указания закона должен нести расходы по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца ООО «Ремондис Саранск» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО с ответчика Кочетковой Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно представленному расчету суммы задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с 01 мая 2018 года по 31 мая 2023 года, составляет 4693 рубля 10 копеек, оплата за указанный период не производилась, доказательств иного суду не представлено (л.д. 6).
Порядок расчета судом проверен, является верным, ответчиками иного расчета суду не представлено.
При подаче встречного искового заявления ответчиком Кочетковой Л.А. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (п.24 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «о некоторых вопросах связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Согласно п.18 Пленума, по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
С заявлением о выдаче судебного приказа ООО «Ремондис Саранск» обратилосьь к мировому судье судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия 06 марта 2023 года. 07 марта 2023 года мировым судьёй судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия вынесен судебный приказ о взыскании с Кочетковой Л.А. в пользу ООО «Ремондис Саранск», задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01 мая 2018 года по 31 января 2023 года в сумме 4693 рубля 10 копеек. Определением мирового судьи судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия от 04 апреля 2023 года указанный судебный приказ, отменен. Таким образом, период с 06 марта по 04 апреля 2023 года (30 дней) подлежит исключению из общего срока исковой давности.
С настоящим исковым заявлением ООО «Ремондис Саранск» обратилось 14 августа 2023 года, учитывая изложенные положения закона, разъяснений, повременной характер платежей за оказанные услуги, обращения истца с заявлением о выдаче судебного приказа, суд находит ходатайство Кочетковой Л.А. о применения срока исковой давности обоснованным, при этом, определяет к взысканию задолженность за период с 15 июля 2020 года по 31 мая 2023 года.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства нарушения ответчиками обязательств по своевременной оплате услуг за обращению с ТКО, с учетом произведённых платежей, представленного расчета, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Кочетковой Л.А. задолженность за период с 15 июля 2020 года по 31 мая 2023 года в размере 2352 рубля 63 копейки.
Разрешая требования истца Кочетковой Л.А. о перерасчете платы за услуги по обращению с ТБО, в связи с неоказанием услуг по вывозу ТКО, указание услуг ненадлежащего качества, размещение контейнеров с нарушением пункта 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 более чем за 100 метров от домовладения, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание место (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, являются обязанностью администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, а не регионального оператора. Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.
Постановлением администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 27 февраля 2020 года №14 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Апраксинского сельского поселения.
Из сообщения главы администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия от 14 декабря 2023 года №264 следует, что по состоянию на 07 ноября 2023 года согласно пункту 8 реестра домовладений по ул.Базарная с.Апраксино пользуются контейнером, расположенным ИЖС (ул.Совхозная).
Согласно встречному исковому заявлению Кочетковой Л.А. следует, что «согласно расстоянию от входного подъезда дома истца по встречному исковому заявлению, до площадки по вывозу отходов составляет ориентировочно 200 метров».
Кроме того, требования к качеству оказанной услуги по сбору и вывозу ТКО установлены разделом VII Приложения №1 к Правилам №354. При этом, удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, и тому подобные обстоятельства, не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания начисленной ответчику суммы по оплате услуг по обращению с ТКО незаконной, не имеется, поскольку отсутствие доказательств использования установленных контейнеров, размещение объектов в соответствии с требованиями и нормами СанПин, а также отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителей оплатить услугу, которой они пользуются и не является критерием свидетельствующим об оказании услуг ненадлежащего качества.
Кочетковой Л.А. также заявлены встречные исковые требования о взыскании с ООО «Ремондис Саранск» компенсации морального вреда.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Вместе с тем из представленных материалов дела следует, что не имеется доказательств того, что ООО «Ремондис Саранск» были нарушены права Кочетковой Л.А. как потребителя услуг в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества.
В связи с чем, суд находит требований Кочетковой Л.А. о взыскании компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.
В связи с изложенным, суд находит встречные исковые требования Кочетковой Л.А. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в числе прочего, расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
ООО «Ремондис Саранск» при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 400 рублей, которая в связи с частичным удовлетворением исковых требований, требованиями ч.1 ст.333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика Кочетковой Л.А. в полном объеме.
Кроме того, истцом ООО «Ремондис Саранск» заявлено требование о взыскании почтовых расходов в размере 105 рублей 50 копеек. В подтверждение заявленных требований представлен реестр почтовых отправлений (л.д.21-22), в связи с чем суд находит данные требования истца подлежащими частичному удовлетворению в размере 105 рублей 50 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» к Кочетковой Л.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить частично.
Взыскать в с Кочетковой Л.А. <данные изъяты> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» <данные изъяты> задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 15 июля 2020 года по 31 мая 2023 года в размере 2352 (две тысячи триста пятьдесят два) рубля 63 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек, почтовые расходы в размере 105 (сто пять) рублей 50 копеек.
В остальной части исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» к Кочетковой Л.А., оставить без удовлетворения.
Исковые требования Кочетковой Л.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ремондис» о проведении перерасчета начисленных сумм за услуги ТКО, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Б.Б. Овчинников