РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2022 по иску Вайтоните Светланы Александровны к садоводческому некоммерческому товариществу "Виктория" о создании контейнерной площадки накопления твёрдых коммунальных отходов и организации накопления, сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Вайтоните С.А. обратилась в районный суд с иском об обязании СНТ "Виктория" организовать накопление, сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства путём оборудования контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов. Свои требования истица обосновала тем, что она является членом СНТ" Виктория" и собственником находящегося в его границах земельного участка с кадастровым номером (КН) №. Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность землепользователей соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно пунктам 3.2, 3.5, 4.5, 4.6 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Балтийский городской округ" на основных и прилегающих территориях юридические лица обязаны обеспечивать организацию сбора и вывоза твёрдых бытовых и иных отходов; юридические лица обязаны иметь действующие договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, обеспечить сбор отходов в контейнеры-сборники на специально оборудованных площадках; ответственными за содержание в чистоте территорий садоводческих некоммерческих объединений являются председатели этих объединений; вывоз мусора с основных и прилегающих территорий осуществляется по договорам со специализированными организациями. Однако в нарушение санитарных норм и правил на территории СНТ "Виктория" отсутствует контейнерная площадка для складирования отходов, что не соответствует законодательству в сфере обращения с отходами и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории СНТ "Виктория". Кроме того, Уставом СНТ "Виктория" предусмотрено, что предметом деятельности товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства, в том числе обращение с твёрдыми коммунальными отходами, а членские взносы используются на расходы, связанные с осуществлением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Истица Вайтоните С.А. и её представитель Изотов Д.А. не явились в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
СНТ "Виктория" как ответчик было надлежащим образом извещено о месте и времени проведения судебного разбирательства, однако не обеспечило явку в суд своего уполномоченного представителя и не представило каких-либо возражений относительно иска.
Проверив доводы, приведённые в исковом заявлении, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Вайтоните С.А. подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов дела (л.д. 6, 8–10, 41–45, 67–93, 98–104) следует, что Вайтоните Светлана Александровна является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Виктория", находящегося на территории <........> Калининградской области, и собственником земельного участка площадью 765 кв. м с кадастровым номером (КН) №, расположенного по адресу: <........>, то есть в границах территории СНТ "Виктория".
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с абзацами вторым и шестым статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – "Федеральный закон № 52-ФЗ") граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, и на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу вследствие нарушения юридическими лицами санитарного законодательства.
Абзацами вторым и четвёртым статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с абзацем двадцатым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее по тексту – "Федеральный закон № 89-ФЗ") под твёрдыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как следует из пунктов 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать вышеуказанным требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Федерального закона № 89-Фз накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – "Федеральный закон № 217-ФЗ") садоводческое некоммерческое товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечения пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иных условий).
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 217-ФЗ имуществом общего пользования в числе прочего признаются расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 14 Федерального закона № 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключённых товариществом с этими организациями.
К полномочиям правления садоводческого некоммерческого товарищества относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 6 части 7 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее по тексту – "Правила от 12.11.2016").
Абзацем пятым пункта 2 Правил от 12.11.2016 предусмотрено, что контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 12.11.2016 осуществление накопления, сбора, транспортирования твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Из пункта 4 Правил от 12.11.2016 следует, что обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями.В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил от 12.11.2016 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу абзаца первого пункта 9 Правил от 12.11.2016 потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Потребителям запрещается осуществлять складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (абзац первый пункта 15 Правил от 12.11.2016).
Решением окружного Совета депутатов Балтийского городского округа от 02.04.2019 № 28 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Балтийский городской округ", устанавливающие единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зелёных насаждений на территории муниципального образования "Балтийский городской округ", и обязательные для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее по тексту – "Правила благоустройства БГО").
Пунктом 3.1 Правил благоустройства БГО предусмотрено, что санитарная уборка территорий городского округа производится соответствующими юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся территории, в порядке, установленном данными Правилами.
Из пункта 3.2 Правил благоустройства БГО следует, что на территории садоводческих некоммерческих объединений ответственными за содержание в чистоте городских территорий являются председатели этих объединений, а вывоз мусора с основных и прилегающих территорий осуществляется по договорам со специализированными организациями.
Согласно пункту 3.5 Правил благоустройства БГО юридические лица обязаны обеспечивать организацию сбора и вывоза твёрдых бытовых и иных отходов на прилегающих и основных территориях.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил благоустройства БГО юридические лица обязаны иметь действующие договоры на вывоз твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Ответственным за установку достаточного количества контейнеров и бункеров является собственник либо пользователь места накопления (площадки) твёрдых коммунальных отходов согласно договорам (соглашениям).
В силу пункта 4.6 Правил благоустройства БГО юридические лица в числе прочего обязаны обеспечить: сбор отходов в контейнеры-сборники на специально оборудованных площадках; содержание в исправном состоянии несменяемых контейнеров и других сборников для жидких и твёрдых коммунальных отходов; свободный проезд к контейнерам, установленным на специально оборудованных площадках.
Как следует из пункта 5.10 свода правил СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утверждённого и введённого в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр, на территории ведения садоводства и за её пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твёрдых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трёх сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твёрдое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Таблицей 5.1 СП 53.13330.2019 установлен удельный показатель земельного участка общего назначения для обязательного размещения площадки для контейнеров твёрдых коммунальных отходов, равный 0,13 кв. м на один садовый земельный участок.
Согласно пункта 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 5 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что выбор места размещения контейнерной площадки на территориях ведения гражданами садоводства осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твёрдых коммунальных отходов. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твёрдых коммунальных отходов.
Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации контейнерных площадок и санитарно-эпидемиологические требования к контейнерным площадкам предусмотрены в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21.
Из объяснений истицы, не опровергнутых ответчиком и используемых судом в соответствии с частью первой статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ГПК РФ") следует, что на момент судебного разбирательства СНТ "Виктория" не создало в границах своей территории на земельном участке общего назначения контейнерную площадку, соответствующую предъявляемым требованиям, и не организовало надлежащим образом накопление, сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов.
Подобное бездействие СНТ "Виктория" не соответствует приведённым выше императивным нормам законодательства, нарушает право истицы на благоприятную окружающую среду и является виновным.
В силу абзаца восьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учётом установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенного права Вайтоните С.А. на благоприятную окружающую среду на СНТ "Виктория" должна быть возложена обязанность по обеспечению создания контейнерной площадки накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с СП 53.13330.2019 и СанПиН 2.1.3684-21, и по организации накопления, сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами от 12.11.2016 и Правилами благоустройства БГО.
Согласно части второй статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика лично совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание виды, объёмы и специфику подлежащих выполнению мероприятий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, временные и материальные затраты, необходимые для их реализации, степень общественной значимости возложенной на СНТ "Виктория" обязанности, а также правовой статус и имущественное положение ответчика, с учётом требований статьи 6.1 ГПК РФ суд полагает целесообразным установить СНТ "Виктория" срок для исполнения настоящего решения, равный одному месяцу со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК РФ с СНТ "Виктория" как проигравшего дело ответчика надлежит полностью взыскать в пользу истца понесённые расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 98, 194–199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
удовлетворить иск Вайтоните Светланы Александровны.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество "Виктория" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить создание контейнерной площадки накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии со сводом правил СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", и организацию накопления, сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Балтийский городской округ", утверждёнными Решением окружного Совета депутатов Балтийского городского округа от 02.04.2019 № 28.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Виктория" в пользу Вайтоните Светланы Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2022 года.