Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-392/2023 (2-6857/2022;) ~ М-6550/2022 от 19.12.2022

Дело №2-392/2023

64RS0045-01-2022-010947-35

Решение

Именем Российской Федерации

17 января 2023 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Пономарчук Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулиевой Тарэ Тагировны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Требования обоснованы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ истец достигла совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ – возраста 23лет. Согласно свидетельству о рождении родители истца - ФИО1 и ФИО2. Согласно справке органа ЗАГС - информация об отце вписана со слов матери. Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании информации в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец была передана под опеку. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Собственниками ( 1/7 доля в праве у каждого) закрепленного за истцом жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ являются: ФИО3 (сестра истца),ФИО4 (брат истца), ФИО1 (не является членом семьи истца), ФИО5 (не является членом семьи истца), ФИО6, ФИО7 (не является членом семьи истца), ФИО8 (не является членом семьи истца). Согласно справке ф-1 в закрепленном жилом помещении, площадью 92,2 кв.м, зарегистрировано 13человек: ФИО9 (истец, 19.07.1995г.), ФИО1 (с 08.02.1994г. не является членом семьи истца, собственник) ФИО3 (в 1995 г., с 14.11.22г., сестра истца, собственник), ФИО4 (с 10.07.2001г., брат истца, собственник), ФИО6 (с 11.02.2011г. собственник), ФИО5 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник), ФИО7 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник) ФИО8 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник), ФИО10ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13ДД.ММ.ГГГГ, не является членом семьи истца), ФИО14ДД.ММ.ГГГГ, не является членом семьи истца). Поскольку на момент закрепления жилого помещения за истцом в нем вместе с ней были зарегистрированы лица, не являющие членами ее семьи, которые впоследствии воспользовались правом приватизации и получили доли в праве собственности на жилое помещение, закрепленное за истцом, в соответствии с п.б ч.1 ст. <адрес> от 25.07.2007г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (действовавший в период до наступления совершеннолетия истца) являлось обстоятельством, препятствующими возвращению истицы в закрепленное жилое помещение. Согласно справке управления образованием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в 2013 году в порядке устного обращения (до достижения ею возраста 23 лет) обращалась в органы опеки и попечительства <адрес> с целью постановки на очередь в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ей было отказано в связи с тем, что за нею было закреплено жилое помещение. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ей было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Считая отказ во включении в список незаконным, ФИО3 просит суд включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Представитель истца ФИО18 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО16 в судебном заседании просила в удовлетворении требований истца отказать, так как она обратилась с заявлением о постановке на учет после достижения 23 лет.

Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Указанный Федеральный закон не содержит каких-либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзаца 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому при рассмотрении дела суду следовало выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.

При рассмотрении гражданского делу установлено, что ФИО3 имела статус лица, оставшегося без попечения родителей (информация об отце вписана со слов матери, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании информации в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец была передана под опеку.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, до достижения совершеннолетия, ФИО3 заключен договор на приватизацию 1/7 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 92,2 кв.м, что составит 13,17 кв.м.

Согласно решению совета Перелюбского муниципального образования Перелюбского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м.

Согласно справке ф-1 в закрепленном жилом помещении, площадью 92,2кв.м, зарегистрировано 13 человек: ФИО9 (сестра истца, 19.07.1995г.), ФИО1 (с 08.02.1994г. не является членом семьи истца, собственник) ФИО3 (в 1995 г., с 14.11.22г., истец, собственник), ФИО4 (с 10.07.2001г., брат истца, собственник), ФИО6 (с 11.02.2011г. собственник), ФИО5 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник), ФИО7 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник) ФИО8 (с 16.07.2013г., не является членом семьи истца, собственник), ФИО10ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13ДД.ММ.ГГГГ, не является членом семьи истца), ФИО14ДД.ММ.ГГГГ, не является членом семьи истца).

Согласно справке управления образованием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в 2013 году в порядке устного обращения (до достижения ею возраста 23 лет) обращалась в органы опеки и попечительства <адрес> с целью постановки на очередь в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в качестве нуждающейся в жилом помещении, но ей было отказано в связи с тем, что за нею было закреплено жилое помещение.

В 2022 году истец, получив информацию о том, что в настоящее время дети из числа детей сирот со сходными обстоятельствами (касательно имеющегося ранее закрепленного за ними жилого помещения) все же обеспечиваются жилыми помещениями обратилась к ответчику с заявлением о включении в список нуждающихся в жилье, ею был подан пакет необходимых документов.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> истцу отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (до изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками которых они являются, признается невозможным если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее 14 кв. м общей площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 9.1 вышеназванного закона в случае, если жилое помещение приобретается на средства социальной выплаты, удостоверяемой именным свидетельством, в общую собственность гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи, и членов его семьи (супруга (супруги), детей), то размер доли приобретаемого жилого помещения гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи, не может быть менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом общая площадь жилого помещения не может быть менее 30квадратных метров.

В качестве доказательств принятия мер по обращению соразмерно своим физическим и финансовым возможностям с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения истцом представлены сведения об обращении в органы опеки и попечительства, сведения о получении среднего образования в 2012 году, о рождении детей в 2015 и 2017 г.г.

Поскольку за истцом было закреплено жилое помещение вместе с лицами, не являющимися членами семьи, суд приходит к выводу о том, что орган опеки и попечительства был обязан обратиться в исполнительный орган власти с заявлением о постановке ФИО3 на учет с целью обеспечения ее жильем, но данная обязанность исполнена не была, что повлекло нарушение прав истца на жилище.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец не утратила права на получение мер социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что государственным учреждением, в котором содержалась истец, меры по постановке на учет ФИО3 не принимались, учитывая, что на праве собственности истец жилых помещений не имеет, суд приходит к выводу о том, что на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по <адрес> должна быть возложена обязанность по включению ФИО3 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кулиевой Тарэ Тагировны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Кулиеву Тарэ Тагировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 24 января 2023 года.

Судья Е.Ю. Гурылева

2-392/2023 (2-6857/2022;) ~ М-6550/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулиева Тарэ Тагировна
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Другие
Рысина Евгения Владимировна
Министерство финансов Саратовской области
Администрация Перелюбского МР Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Гурылева Екатерина Юрьевна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2022Передача материалов судье
23.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее