УИД 43RS0017-01-2023-000565-32
Дело № 2-676/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 05 апреля 2023 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием представителя истца – заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО2, представителя 3-его лица - ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-676/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» о возложении обязанности обратится с заявлением о постановке на государственный учет бесхозяйного недвижимого объекта,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области о возложении обязанности обратится с заявлением о постановке на государственный учет бесхозяйного недвижимого объекта. В обоснование иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта в деятельности администрации МО «Город Кирово-Чепецк». В ходе проверки установлено, что участок водопроводной сети *** является бесхозяйным. <дата> в адрес главы администрации МО «Город Кирово-Чепецк» вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены. С учетом уточнения просит обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного недвижимого объекта - ***
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены МУП «Водоканал» г.Кирово-Чепецка, ООО «ВВКС», ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области.
В судебном заседании заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 поддержала уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Город Кирово-Чепецк» *** с исковыми требованиями согласна, просит предоставить срок для исполнения до <дата>.
Представитель третьего лица - ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, пояснила, что спорный участок водопровода не находиться на балансе учреждения.
Представители третьих лиц - МУП «Водоканал» г.Кирово-Чепецка, ООО «ВВКС» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пп.4, 8, п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за их использованием, содержанием.
Согласно ст.50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу части 5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Уставом муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденным решением Кирово-Чепецкой городской Думы от <дата> ***, организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения (п.4 ч.1 ст.6).
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразвития РФ №931 от 10.12.2015 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).
Согласно п.4, п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется на основании внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В качестве объектов муниципальной собственности в п.1 приложения №3 к Постановлению указаны объекты инженерной инфраструктуры городов.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Как следует из материалов дела, городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта в деятельности администрации МО «Город Кирово-Чепецк», в ходе которой было установлено, что участок водопроводной сети *** является бесхозяйным.
<дата> в адрес главы администрации МО «Город Кирово-Чепецк» вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
В ответ на представление <дата> администрацией МО «Город Кирово-Чепецк» дан ответ ***, что в отношении участка водопроводной сети ***, в размере выделенных и утвержденных на 2023 год ассигнований на выполнение кадастровых работ администрация обеспечит заключение муниципального контракта на выполнение работ по постановке на государственный кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйного.
В ответе на представление прокурора от <дата> администрация МО «Город Кирово-Чепецк» указала, что в отношении участка водопроводной сети *** проведены кадастровые работы по кадастровому учету для последующей постановки на бесхозяйный учет.
Доказательств того, что вышеуказанные спорный участок водопроводной сети имеет собственника не представлено.
Суд на основании того, что собственник указанного объекта недвижимости не определен, объект ни у кого на балансе не числятся, в реестре муниципального имущества МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области не состоит, ни за кем не закреплен, и никто не осуществляет контроль за техническим состоянием данного объекта, приходит к выводу о том, что спорный вышеуказанный участок водопроводной сети являются бесхозяйным. Отсутствие собственника и обслуживающей организации указанного участка трубопровода создает угрозу нарушения прав граждан на предоставление коммунальной услуги надлежащего качества
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать, равно как и обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных участков трубопровода.
Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности вышеуказанного спорного участка.
Постановка на учет и принятие в собственность вышеуказанного объекта необходима в целях защиты жизни и здоровья граждан
При таких обстоятельствах суд находит требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Кирово-Чепецк» о возложении обязанности, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного недвижимого объекта - участка водопроводной сети ***
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Шишкин
В окончательной форме решение изготовлено 07.04.2023