УИД 43RS0017-01-2021-003636-02 Дело № 2–187/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 10 января 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «*** о возложении обязанностей,
установил:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «***» о возложении обязанностей. В обосновании иска указано, что основным видом экономической деятельности ООО «***» является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах. Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "***" АЗС *** по адресу: <адрес>, на данной промплощадке выявлен один неорганизованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности. Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО ***, АЗС *** по адресу: <адрес>, на данной промплощадке выявлен один неорганизованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности. Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО "***"", МАЗС *** по адресу: <адрес>, на данной промплощадке выявлено два неорганизованных источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности. Ответчик с заявлением об установлении санитарно-защитных зон для АЗС ***, АЗС ***, МАЗС *** в Управление Роспотребнадзора не обращалось. В реестре выданных санитарно-эпидемиологические заключения отсутствуют сведения о выданных на вышеперечисленные промышленные площадки ООО «***» санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон. Просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: разработать проекты санитарно-защитных зон для промышленных площадок: АЗС ***, АЗС ***, МАЗС ***; обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон для промышленных площадок АЗС ***, АЗС ***, МАЗС *** и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам проектов санитарно-защитных зон для указанных промышленных площадок; провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов (промышленные площадки АЗС ***, АЗС ***, МАЗС ***; обратиться с заявлениями в уполномоченные органы об установлении санитарно-защитных зон для указанных промышленных площадок.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика - ООО «***» по доверенности ФИО3 с указанными исковыми требованиями согласна, просила предоставить срок для их выполнения до <дата>.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п.1 ст.20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона №52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п.3 ст.20 Федерального закона №52-ФЗ).
Класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) устанавливают СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением №74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4).
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территориях особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Согласно п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации № 222 от 3 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуху, - уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарнозащитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п.1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденный Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018 «санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования».
Согласно п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автозаправочные станции для заправки легкового и грузового транспорта жидким и газовым топливом относится к IV классу опасности по санитарной классификации с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны -100 метров.
В судебном заседании и из материалов дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «***» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, основным видом экономической деятельности которого является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах.
Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», на промплощадке ответчика АЗС *** по адресу: <адрес> выявлен один неорганизованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности.
Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», на промплощадке ответчика АЗС *** по адресу: <адрес> выявлен один неорганизованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности.
Согласно экспертному заключению ***-Д от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», на промплощадке ответчика АЗС *** по адресу: <адрес>выявлено два неорганизованных источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу. В атмосферу выбрасывается 9 загрязняющих веществ: из них 2 вещества второго класса, 4 вещества - третьего класса, 3 вещества четвертого класса опасности.
Как указывает истец, ООО «***» с заявлением об установлении санитарно-защитных зон для АЗС ***, АЗС *** и МАЗС *** в Управление Роспотребнадзора не обращалось.
В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданных на вышеперечисленные промышленные площадки ООО «***» санитарно-эпидемиологических заключениях на проекты санитарно-защитных зон.
Учитывая, что допущенные ответчиком нарушения санитарных требований негативно влияют на среду обитания и здоровье неопределенного круга лиц, суд считает необходимым исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> удовлетворить.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, надлежащим способом восстановления нарушенных прав является возложение на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения в разумный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «***» в срок до <дата>:
- разработать проекты санитарно-защитных зон для промышленных площадок: АЗС *** (<адрес>), АЗС *** (<адрес>), МАЗС *** (<адрес>);
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон для промышленных площадок АЗС *** (<адрес>), АЗС *** (<адрес> МАЗС *** (<адрес>) и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам проектов санитарно-защитных зон для указанных промышленных площадок;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов (промышленные площадки: АЗС *** (<адрес>), АЗС *** (<адрес>), МАЗС *** (<адрес>);
- обратиться с заявлениями в уполномоченные органы об установлении санитарно-защитных зон для промышленных площадок: АЗС *** (<адрес>), АЗС *** (<адрес>), МАЗС *** (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Шишкин
В окончательной форме решение изготовлено 14.01.2022.