№2-1326/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2024 года г.Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Чимидова М.В.,
при секретаре Малхасян-Гиголян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Таганрогского транспортного прокурора к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Сулину А. А.ичу об изменении основания и формулировки увольнения,
УСТАНОВИЛ:
Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Сулину А.А. об изменении основания и формулировки увольнения, сославшись на следующие обстоятельства.
Таганрогской транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции были выявлены факты ненадлежащего исполнения должностным лицом Ростовской таможни установленных антикоррупционным законодательством обязанностей.
Установлено, что ООО НКО «Мобильная карта» (далее - Общество) осуществляет функции единого центра учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов.
Согласно сведениям, представленным ... Обществом старшему уполномоченному отдела административных расследований ... службы по ... таможни Сулину А.А. предоставлено неперсонифицированное электронное средство платежа ID ..., посредством которого Сулиным А.А. в период с ... по ... г.г. осуществлялись переводы денежных средств в букмекерскую контору.
Так, в 2021 сумма выигрыша Сулина А.А. от интерактивных ставок составила 813 968 руб., в 2022 году сумма выигрыша составила 86 199 руб.
Кроме того, супруге Сулина А.А., Сулиной В.В. предоставлено неперсонифицированное электронное средство платежа ID ..., посредством которого Сулиной А.А. в период с 2021 по 2022 г.г. осуществлялись переводы денежных средств в букмекерскую контору.
В 2021 сумма выигрыша Сулиной В.В. от интерактивных ставок составила 2 618 443 руб., в 2022 году сумма выигрыша составила 919 912 руб.
Вышеуказанные выигрыши в букмекерских конторах в строке «иные доходы» Справок за 2021 год и за 2022 Сулиным А.А. за себя и за супругу Сулину В.В. не отражены, работодателю сведений о наличии иных средств заработка не представлено, что свидетельствует о сокрытии должностным лицом таможенного органа сведений о доходах.
По данному факту прокуратурой ... начальнику Ростовской таможни внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено и удовлетворено, однако решение по результатам проведения служебной проверки Ростовской таможней в части применения к старшему уполномоченному отдела административных расследований ... службы по ... таможни Сулину А.А. меры юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия не принято в связи с его увольнением ... со службы в таможенных органах, на основании приказа начальника Ростовской таможни от ... № ... «Об увольнении Сулина А.А.» по собственному желанию до истечения срока контракта.
Так, ... в прокуратуру из Ростовской таможни в соответствии с ч. 3 ст. 13.5 ФЗ ... поступили материалы проверки после увольнения Сулина А.А. с приказом начальника Ростовской таможни от ... ...-к «Об увольнении Сулина А.А.» по собственному желанию до истечения срока контракта.
Поскольку Сулиным А.А. предоставлены заведомо неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и за супругу Сулину В.А. независимо от причины предоставления ложных сведений, необходимо внести изменение основания и формулировки увольнения - увольнение в связи с утратой доверия (ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).
Кроме того, Таганрогской транспортной прокуратурой в соответствии с ч.4 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), на основании поступившего из Ростовской таможни письма о невозможности завершения проверки исполнения Сулиным А.А. требований антикоррупционного законодательства, принято решение о проведении проверочных мероприятий.
В этой связи ... в адрес Сулина А.А. направлено уведомление о проведении в отношении него проверочных мероприятий, которое согласно почтовому идентификатору ему не вручено (неудачная попытка вручения).
Также, ... в адрес Сулина А.А. при взаимодействии с сотрудниками Таганрогского ЛО МВД России на транспорте уведомление вручить также не представилось возможным, так при выезде к месту регистрации и проживания указанного лица дверь он сотрудникам полиции не открыл, получить уведомление отказался.
Так как от получения уведомления Сулин А.А. уклоняется, копия уведомления направлена посредством мессенджера «...» по номеру телефона +..., принадлежащего Сулину А.А.
На основании изложенного истец просит суд обязать Ростовскую таможню изменить формулировку основания увольнения Сулина А.А. с пп. 1 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по собственному желанию до истечения срока контракта) на увольнение по основанию, предусмотренному ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114- ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - увольнение в связи с утратой доверия.
Представитель истца – помощник Таганрогского транспортного прокурора Сафарян Д.О., действуя на основании служебного удостоверения, в судебном заседании исковые требования поддержала, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика – начальник правового отдела Ростовской таможни Леванов В.С., действуя на основании доверенности, в судебном заседании указав на то, что Сулин А.А. был уволен по собственному желанию до окончания проверки, оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Ответчик Сулин А.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался судом надлежащим образом, однако, судебное уведомление возвращено без вручения адресату по причине истечения срока хранения.
Суд признаёт надлежащим извещение ответчика Сулина А.А., так как в силу положений п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых, положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», следует, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания, либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). В свою очередь, п.67 этого же Пленума закрепил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Дело в отсутствие ответчика Сулина А.А. рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ и с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по делу как в совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», граждане при поступлении на службу в таможенный орган, а также сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о расходах в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами и сотрудниками в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера.
Согласно абз. 3 пункта 1 ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента от ... ....
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Таганрогской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в результате которой были выявлены факты ненадлежащего исполнения должностным лицом Ростовской таможни установленных антикоррупционным законодательством обязанностей.
Так, согласно сведениям, представленным ... ООО НКО «Мобтльная карта», старшему уполномоченному отдела административных расследований ... службы по ... таможни Сулину А.А. предоставлено неперсонифицированное электронное средство платежа ID ..., посредством которого Сулиным А.А. в период с ... по ... г.г. осуществлялись переводы денежных средств в букмекерскую контору.
В 2021году сумма выигрыша Сулина А.А. от интерактивных ставок составила 813 968 руб., в 2022 году сумма выигрыша составила 86 199 руб.
Кроме того, супруге Сулина А.А., Сулиной В.В. предоставлено неперсонифицированное электронное средство платежа ID ..., посредством которого Сулиной В.В. в период с ... по ... г.г. осуществлялись переводы денежных средств в букмекерскую контору.
В 2021 сумма выигрыша Сулиной В.В. от интерактивных ставок составила 2 618 443 руб., в 2022 году сумма выигрыша составила 919 912 руб.
Вышеуказанные выигрыши в букмекерских конторах в строке «иные доходы» Справок за 2021 год и за 2022 Сулиным А.А. за себя и за супругу Сулину В.В. не отражены, работодателю сведений о наличии иных средств заработка не представлено, что свидетельствует о сокрытии должностным лицом таможенного органа сведений о доходах.
В таможню поступило представление Таганрогской транспортной прокуратуры от ... ... «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» (далее - Представление).
В своем пояснении от ... старший уполномоченный отдела административных расследований ... службы по ... Сулин А.А. нарушения, отраженные в Представлении, не признал. Указал, что сведения о доходах им подавались на основании информации, размещенной в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы, где не был отображен ни у него, ни у его супруги доход от выигрышей в букмекерских конторах, а также не был выставлен счет на уплату налога за полученные выигрыши. Также указал, что сведения об открытых банковских счетах в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы, полученные осенью 2023 года, отличаются от данных, полученных весной 2023 года из этого же источника, поскольку с 2016 года по весну 2023 года указанные в Представлении счета отсутствовали в личном кабинете.
В связи с поступлением Представления приказом Ростовской таможни от ... ... в отношении Сулина А.А. назначена проверка, предусмотренная подпунктом «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 ... (проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ... ...) (далее - Положение).
Пунктом 12 Положения установлено, что проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Частью 1 статьи 80 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен данным кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
Приказом Ростовской таможни от ... ...-кс Сулин А.А. уволен ... на основании пп. 1 п. 1 ст. 48 Закона о службе (по собственному желанию до истечения срока контракта).
На основании части 2 статьи 13.5 Федерального закона от ... ...-Ф3 «О противодействии коррупции» докладной запиской от ... ... начальнику таможни предоставлен доклад о не завершении проверки в отношении Сулина А.А.
Согласно части 3 статьи 13.5 Закон о противодействии коррупции письмом Ростовской таможни от ... ... Таганрогская транспортная прокуратура проинформирована о не завершении проверки в отношении Сулина А.А., в надзорный орган направлены материалы, полученные в ходе проверки.
В дальнейшем письмами таможни от ... ...дсп, от ... ... в адрес прокуратуры направлены материалы, поступившие после окончания проверки.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включённой в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Законом предусмотрена ответственность за предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера независимо от причины.
Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений установлена Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и иными законами, регламентирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий служащих, на которых в соответствии с законом возложена обязанность предоставления указанных сведений.
В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия, аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Согласно ч. 1, 3, 17 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» в случае увольнения (прекращения полномочий) лицо, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. В случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 13.5, материалы, полученные соответственно после завершения проверки, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 13.5, и в ходе ее осуществления в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в ч. 1 и 2 ст. 13.5, направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в ч. 3 ст. 13.5 материалы в отношении проверяемого лица, указанного в ч. 1 ст. 13.5, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в ч. 1 ст. 13.5.
... в Таганрогскую транспортную прокуратуру из Ростовской таможни в соответствии с ч. 3 ст. 13.5 ФЗ ... поступили материалы проверки после увольнения Сулина А.А. с приказом начальника Ростовской таможни от ... ...-к «Об увольнении Сулина А.А.» по собственному желанию до истечения срока контракта.
Поскольку судом с достоверностью установлено, так как подтверждено документально, что Сулиным А.А. предоставлены заведомо неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и за супругу Сулину В.В., суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о внесении изменения в части основания и формулировки увольнения - увольнение в связи с утратой доверия по ст. 29.2 Федерального закона от ... № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).
При указанных обстоятельствах исковые требования Таганрогского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Таганрогского транспортного прокурора к Ростовской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Сулину А. А.ичу об изменении основания и формулировки увольнения удовлетворить.
Обязать Ростовскую таможню изменить формулировку основания увольнения Сулина А. А.ича с пп. 1 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по собственному желанию до истечения срока контракта) на увольнение по основанию, предусмотренному ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - увольнение в связи с утратой доверия.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 13 мая 2024 года.
Председательствующий М.В.Чимидов