Дело № 2-535/2022
УИД 32RS0028-01-2022-000959-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Сухарьковой Е.В., при секретаре Мелеховой Г.В., с участием прокурора Сверделко А.Г., представителя ответчика Рубайло Н.Н., представителя органа опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Швед Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту интересов Гончаренко А.С. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, требования мотивирует тем, что Гончаренко А.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: <данные изъяты>. Постановлением администрации г. Стародуба Брянской области от 31 декабря 2014 г. №1906 Гончаренко А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. В 2022 году Гончаренко А.С. окончила БГУ им.ак. И.Г. Петровского. Гончаренко А.С. включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, поскольку жилых помещений на праве собственности она не имеет. Прокурор просит суд обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области предоставить Гончаренко А.С. жилое помещение из специализированного жилищного фонда из числа жилых помещений, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
В судебном заседании прокурор Сверделко А.Г. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить, пояснила, что, несмотря на наличие у Гончаренко А.С. права на получение жилого помещения по договору специализированного найма, администрацией Стародубского муниципального округа истцу такое помещение не предоставлено, более раннего акта относительно прав Гончаренко А.С. на получение жилого помещения по договору найма не имеется, свое право на обеспечение жилым помещением истец не реализовала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамента строительства Брянской области, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамент строительства Брянской области просили рассмотреть дело без их участия. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамент строительства Брянской области направили в суд письменные отзывы на исковое заявление, в котором просили в иске отказать, так как считали, что будут нарушены права других детей, имеющих право на получение жилого помещения, у которых такое право возникло раньше, чем у истца.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Рубайло Н.Н. против иска возражала, признав при этом, что истец, действительно, состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, однако в данном списке перед нею стоят другие дети и предоставление Гончаренко А.С. жилья вне очереди приведет к нарушению прав других лиц, стоящих в данном списке, которые приобрели данное право на получение жилья ранее истца.
Представитель органа опеки и попечительства, не отрицая право Гончаренко А.С. на получение жилого помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, просила в иске отказать, поскольку в этом случае будут нарушены права других детей сирот, которые в список на получение жилья были поставлены ранее Гончаренко А.С.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения иска.
Как усматривается из материалов дела, истец Гончаренко А.С., родилась ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>
<данные изъяты>
На момент рассмотрения дела истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно копии диплома, Гончаренко А.С., действительно, обучалась в ФГБОУ высшего образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» и окончила обучение 7 июля 2022 г.
На основании постановления администрации г. Стародуба Брянской области от 31 декабря 2014 г. №1906 Гончаренко А.С. признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда Стародубского муниципального района.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что Гончаренко А.С. жилого помещения в собственности не имеет.
Из сообщения Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области следует, что Гончаренко А.С. состоит в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на 12 июля 2022 г. за №691.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что истец Гончаренко А.С. на момент постановки на учет относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на неё распространяется действие указанного Закона.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области" (далее - Закон Брянской области) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу требований ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как усматривается из материалов дела, жилое помещение Гончаренко А.С. до настоящего времени не было предоставлено, более раннего судебного акта относительно прав истца на получение жилого помещения по договору найма не имеется, следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением истец не реализовала.
Таким образом, Гончаренко А.С. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Часть 2 ст. 1 Закона Брянской области предусматривает, что в соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. N124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Согласно п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Брянской области органы местного самоуправления Брянской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе… дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ст.ст.1,3 Закона Брянской области от 29.05.2020 № 47-З "Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Стародубского муниципального района, с муниципальным образованием города Стародуб со статусом городского округа, наделении муниципального образования города Стародуб со статусом городского округа статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области" с 01.08.2020 муниципальное образование город Стародуб со статусом городского округа в Брянской области и Стародубский муниципальный район Брянской области утратили статус муниципального образования, Стародубский муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований города Стародуба и Стародубского муниципального района Брянской области.
Таким образом, обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация Стародубского муниципального округа Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, были внесены изменения в Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни ЖК РФ, ни данный ФЗ не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Брянской области не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством.
Ссылка ответчика на нарушение прав иных лиц, имеющих право на получение жилья, чье право возникло ранее, чем у истца, суд считает несостоятельным, поскольку вынесение судом решения не лишает указанных лиц права на защиту своих прав, в том числе и в судебном порядке.
Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 и 6 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства. Из вышеуказанных норм Порядка следует, что не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств главным распорядителем средств муниципальным образованиям.
На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Стародубского района Брянской области в интересах Гончаренко А.С. удовлетворить.
Обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области (ОГРН 1023200976501, ИНН 3227003153) предоставить Гончаренко А.С., <данные изъяты> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сухарькова
Изготовлено 21 сентября 2022 г.