Дело № 12-172/2022
УИД 26RS0012-01-2021-003752-53
РЕШЕНИЕ
04 августа 2022 года город Ессентуки
Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Емельянов В.А. с участием:
представителя заявителя Х.Д.К. - С.С.В .,
представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Роспотребнадзора С.С.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Ф.Н.В. №в-21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21-010-2021-П/А-215/4 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Ф.Н.В. №в-21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Ф.Н.В. также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21-010-2021-П/А-215/4 в отношении директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К.
17 сентября.2021 года Х.Д.К. подана жалоба на указанное постановление и представление, в которой указано, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Холод-розлив» по соблюдению юридическим лицом условий лицензионных соглашений. По результатам проверки составлен Акт №П/А от «13» мая 2021.
В отношении него, как директора ООО «Холод-розлив» составлен протокол об административном правонарушении №в-21-010-2021-П/А-215/1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено Постановление о назначении административного наказания №в-21-010-2021-П/А-215/3 от «03» сентября 2021г. о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21- 010-2021-П/А-215/4 от «03» сентября 2021г.
Считает постановление и представление незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям:
1.Не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 315.
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах» после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части,
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (РД07-192-98), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 56 и Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 685/159) - утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МПР России.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со статьей 7 Закона «О недрах» утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В соответствии с Правилами (п. 2) документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
В соответствии с п. 16 Правил 16. Документация оформляется:
а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами;
б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России органом Ростехнадзора и соответственно горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.
Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
То есть, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.3 Закона О недрах указанные документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких либо обязанностей по внесению изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.
В этой связи обществом исполнено условие п. 7.3. лицензионного соглашения; после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Горного участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт № от ДД.ММ.ГГГГ с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в орган МПР.
При предоставлении обществу лицензии в ее неотъемлемую часть (п. 8) входил Акт удостоверяющий передачу в пользование Горного участка со скважиной № для использования с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод и чертеж к материалам предоставления земельного участка для производства изыскательных работ (стр. 28-29 лицензии).
Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абз. 3 ст. 7 Закона о недрах не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.
Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ №. Из буквального толкования п. 37 и 38 Регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку Регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно:
в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, нежели чем порядок, предусмотренный абз. 2 п. 38 Регламента, не предусмотрено. Поэтому процедура включения в лицензию горноотводной документации может быть инициирована как пользователем недр, так и Роснедрами в виде обращения к недропользователю с предложением о внесении изменений в лицензию.
Исходя из изложенного специальный порядок включения горноотводного акта в лицензию в качестве неотъемлемой части ни Законом О недрах, ни Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами не определён.
Исходя из изложенного нарушение по не приобщению горноотводного акта к лицензии, не состоятельно.
В соответствии с частями 1,4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах считаю, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
2. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГне обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Горном участке Ессентукского месторождения.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии СТВ 00534 МР на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины № на Горном участке переоценку запасов надлежало провести в срок до 01.06.2020г. (Дополнения № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако в соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России 08.12.20201г.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до ДД.ММ.ГГГГ Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (протокол б\н от 03.12.2019г., на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод. Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии СТВ 00534 МР от ДД.ММ.ГГГГ №, письмом исх. № от 25.05.2021г. об обосновании внесения изменений и дополнений к лицензии. Письмом Федерального агентства по недропользованию Ns ОК-03-31/12014 от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство. По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Дополнение № к лицензии СТВ 00534 МР, которым внесены изменения в Дополнение №, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до 01.06.2021г., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией (МГУ им. П.М.В.) в соответствии с условиями договора № Хр\18-07\2018 от 18.08.2018г. были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.
Исходя из изложенного нарушение по необеспечению выполнения переоценки запасов минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанное в акте проверки, не состоятельно.
При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах считаю, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
3. Не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений».
На дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от 08.07.2009г. № «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» - утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 903 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее - приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № отмечено следующее:
«Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину - нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды №: «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь - право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ: «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит: 5. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление.
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено. Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
4. Не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации.
Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
В протоколе об административном правонарушении не указано, в какой период Заявителем не предоставлен паспорт скважины в территориальный фонд геологической информации. При таком положении вывод административного органа о том, что Заявитель должен был представить паспорт скважины и в какой период, материалами дела не подтвержден.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование СТВ 00534 МР, в срок до 01.06.2021г. по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от 04.05.2017г. совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).
Хотелось бы обратить внимание суда, что административным органом не представлены доказательства о наличии задолженности за обществом по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в территориальный фонд геологической информации - ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу».
При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Также отмечает, что паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы.
5. Не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.
Данное нарушение не состоятельно, поскольку указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
6. Не обеспечено в установленный законом срок, предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013г. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
При таком положении вывод административного органа о том, что Заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, материалами дела не подтвержден.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах считаем, что административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.
Просил постановление по делу об административном правонарушении №в- 21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении него к административной ответственности и назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21- 010-2021-П/А-215/4 от ДД.ММ.ГГГГг. признать незаконными и отменить. Производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. – С.С.В . поддержала доводы жалобы, представила дополнительное обоснование к жалобе и просила постановление по делу об административном правонарушении №в- 21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении него к административной ответственности и назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21- 010-2021-П/А-215/4 от ДД.ММ.ГГГГг. признать незаконными и отменить. Производство по делу прекратить.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора С.С.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 Кодекса РФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об АП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. № №в-21-010-2021-П/А-215/3 вынесено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии директора Х.Д.К.
Сведений о направлении копии постановления и представления материалы административного дела не содержат.
Жалоба Х.Д.К. подана в суд ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована в канцелярии суда ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на подачу настоящей жалобы заявителем не пропущен.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.6 Кодекса РФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из ст. 24.1 Кодекса РФ об АП следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ст. 26.11 Кодекса РФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В судебном заседании и материалами дела установлено, что согласно Уставу Общество с ограниченной ответственностью «Холод-розлив» является юридическим лицом в составе одного участника, созданным для производства и сбыта продукции, товаров, работ и услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, утвержденного общим собранием участников ООО «Холод-розлив» от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Высшим органом управления ООО «Холод-розлив» является Общее собрание участников. Х.Д.К. является директором ООО «Холод-розлив»
ООО «Холод-розлив» на территории <адрес> осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенного в <адрес>.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации Технологическая схема разработки Горного участка (скважина №) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году, утвержденная протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № ЦКР Роснедр по МПВ и ПС.
ООО «Холод-розлив» является владельцем лицензии на право пользования недрами СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на Горном участке (скважина №) Ессентукского месторождения, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Горный участок Ессентукского месторождения подземных минеральных вод расположен в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды на территории Предгорного административного района <адрес>, в 400 м к югу от <адрес>.
Разработка горного участка осуществляется разведочно-эксплуатационной скважиной №. Координаты скважина 41°01, СШ и 42°51, ВД. Абсолютная отметка устья скважины 662,2 м.
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и ООО «Холод-розлив» заключён договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сдачу территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в аренду имущества федеральной собственности составляющих государственную казну Российской Федерации (скважина №).
Скважина № расположена по адресу: <адрес>, южная окраина, 100 м к юго-западу от бригады № СПК «Родник».
Между <адрес> и ООО «Холод-розлив» заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № б/н земельного участка, общей площадью 3000 м2, расположенного в границах земель СПК «Родник» (на участке имеется скважина №), сроком на 25 лет. Участок недр имеет статус горного отвода.
ДД.ММ.ГГГГ Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводной акт №, площадь горного отвода составляет 401 га, в проекции на поверхность земли и 0,3 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли. Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00534 МР – до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.Ю.П. от ДД.ММ.ГГГГ№ ЮТ-П47-147 с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-розлив», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод. По результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что должностным лицом - директором ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Горного участка Ессентукского месторождения, расположенных в регионе Кавказских Минеральных Вод:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ №;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;
- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки Горного участка (скважина №) Ессентукского месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационной скважины;
- не обеспечено отведение дезинфекционного раствора в канализационную систему в соответствии с Технологической схемой;
- не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии СТВ 00534 МР в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод (стр. 11-17) и Технологической схемой (стр. 116-123);
- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине № Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
По факту выявленных нарушений старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ф.Н.В. в отношении должностного лица - директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности и вынесено представление.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах» после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ вынесено Постановление № «Об утверждение правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» (далее Правила).
Согласно п. 2 Правил документами удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические положения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – орган государственного горного надзора, документация).
В соответствии с п. 3 Правил, документация оформляется органом государственного горного надзора – в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ; уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее – органы исполнительной власти) – в отношении участков недр местного значения.
Исходя из п. 16 Правил документация оформляется органом исполнительной власти субъекта РФ – в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта РФ, два других не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в орган государственного горного надзора. Копия горноотводного акта с планом границ горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами.
Из изложенного следует, что обязанность по оформлению горноотводного акта, а также по направлению их в адрес уполномоченных лиц, выдавших лицензию на пользование недрами, возложена на органы горного надзора, а не на пользователя недр.
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (РД07-192-98), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ № и Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ №. N 685/159) – утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МПР России.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со статьей 7 Закона «О недрах» утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В соответствии с Правилами (п. 2) документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
В соответствии с п. 16 Правил 16. Документация оформляется:
а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами;
б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России органом Ростехнадзора и соответственно горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.
Законодательством Российской Федерации не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
То есть, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.3 Закона О недрах указанные документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких-либо обязанностей по внесению изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.
В этой связи недропользователем исполнено условие лицензионного соглашения: после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Горного участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ № с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в орган МПР.
При предоставлении недропользователю лицензии в ее неотъемлемую часть входил Геологический отвод, удостоверяющий передачу в пользование Горного участка со скважиной №.
Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абз. 3 ст. 7 Закона о недрах не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.
Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № -утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из буквального толкования п. 37 и 38 Регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку Регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно: в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, нежели чем порядок, предусмотренный абз. 2 п. 38 Регламента, не предусмотрено. Поэтому процедура включения в лицензию горноотводной документации может быть инициирована как пользователем недр, так и Роснедрами в виде обращения к недропользователю с предложением о внесении изменений в лицензию.
Исходя из изложенного специальный порядок включения горноотводного акта в лицензию в качестве неотъемлемой части ни Законом «О недрах», Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами не определён.
На основании изложенного Горноотводный акт после его утверждения Ростехнадзором автоматически становится неотъемлемой частью лицензии, как того требует статья 7 Закона о недрах.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А27-1069/2016 в котором отмечено, что законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения.
Такая же правовая позиция изложена Арбитражным судом <адрес> в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А27-23373/2015. Судом указано, что заявителю предписано включить в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части уточненные границы горного отвода. Однако данное предписание представляется неисполнимым, поскольку имеющиеся у общества документы по уточненному горному отводу уже сами по себе в силу закона являются частью лицензии.
Постановлением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (16-2878/21) также подтверждаются вышеуказанные выводы: как Законом о недрах, так и указанными выше Правилами не предусматривалась обязанность пользователя недрами непосредственно самому представить в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию, уточненный горноотводный акт», и на этом основании признал обоснованным вывод судьи об отсутствии в действиях должностного лица нарушения лицензионных условий.
На бланке горноотводного акта общества указано, что данный акт относится именно к лицензии СТВ 00534 МР, что и подтверждает факт его включения в лицензию как того требует статья 7 Закона о недрах.
При изложенных выше обстоятельствах признать выводы, изложенные в постановлении об административном правонарушении о допущении директором ООО «Холод розлив» нарушения условий, предусмотренных лицензией, выразившееся в не приобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 00534 МР горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ № оснований не имеется.
Нарушение, вмененное в постановлении, в виде не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ №, является необоснованным и подлежит исключению.
Что касается вмененного Х.Д.К. нарушения не обеспечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения, прихожу к следующему.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии СТВ 00534 МР на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины № на Горном участке переоценку запасов надлежало провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ (Дополнения № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России ДД.ММ.ГГГГ1 года) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до ДД.ММ.ГГГГ. Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (протокол б\н от ДД.ММ.ГГГГ), на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод.
Недропользователем направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии СТВ 00534 МР от ДД.ММ.ГГГГ№, письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об обосновании внесения изменений и дополнений к лицензии.
Письмом Федерального агентства по недропользованию № ОК-03-31/12014 от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство.
По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Дополнение № к лицензии СТВ 00534 МР, которым внесены изменения в Дополнение №, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до 01.06.2021г., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией - МГУ им. П.М.В. в соответствии с условиями договора № Хр\18-07\2018 от ДД.ММ.ГГГГ были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный договором срок.
Невыполнение лицензионного соглашения влечет за собой досрочное прекращение права пользования недрами. В ходе рассмотрения дела суду не представлены материалы по инициированию Распорядителем недр (Роснедра) действий в отношении общества по досрочному прекращению права пользования недрами ввиду невыполнения им требований лицензионного соглашения по выполнению обозначенных в нем сроков переоценки запасов, что свидетельствует об отсутствии нарушения условий лицензионного соглашения.
Таким образом, указанное в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении об административном правонарушении Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора нарушение требований лицензии СТВ 0534 МР, в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести переоценку запасов минеральных подземных вод, не нашло своего подтверждения и подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде необеспечения ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», прихожу к следующему.
ООО «Холод розлив» ведет работы в соответствии с условиями Лицензии на право пользования недрами СТВ 00534 МР, а сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передает в Кубанское бассейновое водное управление.
На дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от 08.07.2009г. № «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» – утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее – приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № отмечено следующее «Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
- водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды № «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь – право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит «К подземным водным объектам относятся 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты.
Недропользователь в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление.
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.
Кубанским бассейновым управлением, по запросу недропользователя, предоставлено разъяснение № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления в Кубанское БВУ сведений ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», что предоставление в Кубанское БВУ сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из подземных источников, Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрено.
С учетом изложенного, в действиях директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в части обеспечения на Горном участке Ессентукского месторождения по эксплуатационной скважине № ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений».
Относительно нарушения по необеспечению в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, оно также подлежит исключению в силу следующего.
Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
В протоколе об административном правонарушении не указано в какой период директором ООО «Холод розлив» не предоставлен паспорт скважины в территориальный фонд геологической информации. При таком положении вывод административного органа о том, что директор ООО «Холод розлив» должен был представить паспорт скважины и в какой период, материалами дела не подтвержден.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса РФ об АП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Нарушение, вмененное директору ООО «Холод-розлив» состоит в необеспечении в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением п. 8.2, 7.9 и 7.12. условий пользования недрами.
Пунктом 7.9. лицензии СТВ 00534 МР предусмотрено: Выполнять все работы при соблюдении законодательства РФ.
В соответствии с п. 7.12 лицензии недропользователь обязан: Осуществлять все работы безопасным и должным образом в соответствии с действующими правилами, требованиями и утвержденным проектом.
В аварийных ситуациях, несчастных случаях или других чрезвычайных ситуациях все возможные меры по овладению чрезвычайной ситуацией, защите человеческих жизней, имущества и по предотвращению нанесенного ущерба и его последствий природным ресурсам, окружающей природной среды и здоровью людей.
В соответствии с п. 8.2 лицензии: Геологическая информация, полученная Владельцем лицензии после регистрации лицензии за счет собственных средств, является собственностью Владельца лицензии и передается в региональный геологический фонд (<адрес>) с определением порядка ее использования.
Исходя из условий обозначенных в п.п. 7.9, 7.12 и 8.2 лицензии, вменное нарушение в необеспечении предоставления паспортов скважин отсутствует, что исключает наличие вмененного директору ООО «Холод розлив» нарушения.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование СТВ 00534 МР, в срок до ДД.ММ.ГГГГ по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.). Недропользователем после проведения в 2021 году. переоценки запасов и утверждения запасов в ГКЗ Роснедра паспорта скважин с занесенной туда информацией полученной в ходе переоценки запасов минеральных вод были направлены в геолфонд-ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу»., что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенным в материалы дела.
Управлением не представлены доказательства о наличии задолженности за недропользователем по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в территориальный фонд геологической информации.
Что касается нарушения в виде необеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, оно также подлежит исключению в силу следующего.
В установленном порядке Протоколом ГКЗ Роснедр № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены запасы подземных вод по Горному участку в объеме 100 м3/сут.
Согласно «Правилам охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод, потери минеральных вод» к гидрогеологически обусловленным потерям относятся потери минеральных вод при непрерывном водоотборе. К технологическим относятся потери при периодической промывке системы эксплуатации, включая трубопроводы, резервуары, при проведении плановых ремонтных работ систем сбора, транспорта, подготовки, хранения и использования минеральных вод, потери при проведении гидрологических режимных наблюдений, потери при технологическом процессе наполнения минеральной водой транспортных средств.
Технологической схемой Горного участка установлены следующие нормы технологических потерь: для скважины № – 3,91м3/сут.
В случае, если фактически возникшие технологически обусловленные потери превышают утвержденные нормативные технологически обусловленные потери, то недропользователь либо обосновывает и согласовывает увеличенные нормы потерь, либо уплачивает в части превышения ранее установленных нормативов НДПИ.
Указанные в акте проверки, протоколе об административном нарушении, постановлении потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены Технологической схемой, а к гидрогеологическим, возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод (геологоразведочные работы).
Объемы воды, возникшие при переоценке запасов к технологическим потерям, не относятся. Это добытая минеральная вода (а не утерянная в силу особенностей технологической схемы добычи), с объемов которой недропользователем уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Управлением указывается, что в период с февраля по сентябрь 2020 года при проведении геологоразведочных работ по переоценке запасов Ессентукского месторождения подземных минеральных вод на Горном участке гидрологические потери на основании информационных отчетов ООО «Холод-розлив» составили по скважине №: в феврале составили – 16 м3/сут., в марте – 20,87 м3/сут., в апреле – 38,23 м3/сут., в мае – 81,26 м3/сут., в июне – 96,40 м3/сут., в июле – 97,99 м3/сут., в августе – 96,86 м3/сут., в сентябре – 32,76 м3/сут.
При этом далее управление указываем «Вместе с тем, Технологической схемой и Протоколом заседания (секции подземных вод) от ДД.ММ.ГГГГ № для скважины № утверждены потери 3,91 м3/сут.».
Данные выводы управления противоречат друг другу, поскольку вменяя нарушение и указывая на данные гидрологических потерь, содержащиеся в информационных отчетах Общества, сравнивает их с данными технологических потерь, нормы которых установлены техсхемой.
Указанные гидрологические потери, относятся к добытой воде и во взаимосвязи с утвержденными запасами подземных вод по Горному участку Ессентукского месторождения - 100 м3/сут (с<адрес>) не составляют нарушение, поскольку не превышают установленные протоколом ГКЗ значения, что исключает вменяемое нарушение.
Фактически технологически обусловленные потери не превысили установленных нормативов потерь и, следовательно, недропользователем Условия пользования недрами не нарушены.
Относительно не обеспечения в установленный законом срок, предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, судья соглашается с доводами жалобы.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013г. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
На стр. 4 протокола об административном правонарушении №в-21-010-2021-П/А/Ф-208/1 от «30» июля 2021г. указано:
«…ООО «Холод-розлив» разработана проектная документация на проведение геологоразведочных работ по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения», на которую получено положительное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с проектной документацией, в том числе положительным экспертным заключением на проектную документацию предусмотрены сроки проведения геологоразведочных работ – 2 квартал 2019, окончание работ – 2 квартал 2020….».
В связи с данным утверждением в протоколе, управление само противоречит наличию факта нарушения в части необходимости предоставления отчетности за 4 квартал 2020 и 1 квартал 2021г.г. При таком положении вывод управления о том, что директором ООО «Холод розлив» не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, материалами дела не подтвержден.
Также отсутствие нарушения подтверждает факт выполнения работ по переоценке запасов подрядной организацией - МГУ им. П.М.В., с которой ООО «Холод розлив» заключен договор № Хр\18-07\2018 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого, нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса РФ об АП от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ, что прямо указано на форме отчетов, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ №, а также предусмотрено статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
Согласно ст. 23.22 Кодекса РФ об АП органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 Кодекса РФ об АП.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: главные, старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители; главные, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.
В силу ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, управлением неверно квалифицировано нарушение. С учетом неверной квалификации нарушение подлежит исключению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП вынесено уполномоченным должностным лицом.
Административное наказание Х.Д.К. назначено в пределах санкции ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП в соответствии с требованиями 4.2, 4.3 Кодекса РФ об АП, оно является справедливым и соразмерно содеянному правонарушению.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Ф.Н.В. №в-21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. к административной ответственности и назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №в-21-010-2021-П/А-215/4 в отношении директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. изменить, признав незаконными и подлежащими исключению выводы о том, что директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Горном участке Ессентукского месторождения;
- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
Жалобу директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. – удовлетворить частично.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Ф.Н.В. №в-21-010-2021-П/А-215/3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП и представление №№в-21-010-2021-П/А-215/4 т ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Холод-розлив» Х.Д.К., оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А. Емельянов