Дело № 2- 545/ 2023 г.
УИД 33RS0014-01-2023-000103-81
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 мая 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Синицыной О.Б.
при секретаре Руденко Т.В.
с участием истца Модина В.В.,
представителя ответчика Барышниковой Ю.А.,
третьего лица Алексюк Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Модина В.В. к ООО «Домоуправ» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
Модин В.В. обратился в суд с иском к ООО «Домоуправ» и, уточнив исковые требования, просит обязать ответчика предоставить документальное подтверждение установки стендов в многоквартирном доме .... с указанием даты установки и стоимости работ по их установке,
обязать ответчика демонтировать рекламные стенды в подъездах многоквартирного дома (номер) в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу и установить информационные стенды по содержанию соответствующие законодательству Российской Федерации,
обязать ООО «Домоуправ» разместить свое представительство в пешей доступности на расстоянии не более трех километров от многоквартирного дома (номер)
взыскать с ответчика неустойку в размере трех процентов цены выполнения работ по установке стендов в многоквартирном доме (номер) за каждый день просрочки, начиная с 29 апреля 2015 года и до окончания работ по их установке,
взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.,
взыскать с ответчика штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В обоснование иска истец указал, что является нанимателем квартиры ...., управляющей компанией данного дома является ООО «Домоуправ». В нарушение требований действующего законодательства представительство управляющей компании размещено далеко от указанного дома, на расстоянии более трех километров, а также на информационных стендах в подъездах дома отсутствуют сведения, предусмотренные п.п. «п» п.31 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п.3.5.7 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», п.п. «б» п.31 Правил № 416. В связи с указанными нарушениями Управлением жилищной политики администрации округа Муром ответчику вынесено предостережение. Кроме того, указанными неправомерными действиями ответчика нарушены его права потребителя, в связи с чем, он просит взыскать неустойку в соответствии со ст.28 Закона РФ о защите прав потребителя, компенсацию морального вреда и штраф.
В судебном заседании истец Модин В.В. поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Домоуправ» Барышникова Ю.А. исковые требования не признала, указав, что в настоящее время ООО «Домоуправ» не является управляющей организацией многоквартирного дома ...., что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 28 февраля 2023 года. Следовательно, на ООО «Домоуправ» не могут быть возложены обязанности по размещению представительства в пешей доступности на расстоянии не более 3 км от указанного дома. Рекламные стенды относятся к общему имуществу многоквартирного дома, не принадлежат ответчику, в связи с чем, ООО «Домоуправ» не имеет полномочий по их демонтажу. В настоящее время информационные стенды установлены в подъездах дома, имеют всю необходимую информацию. Требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не обоснованы и в их удовлетворении необходимо отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Модина Г.А. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ округа Муром «Муниципальный жилищный фонд» в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексюк Е.С., собственник квартиры ...., возражала против удовлетворения иска, в судебном заседании подтвердила, что информационные стенды со всеми необходимыми сведениями размещены в подъезде многоквартирного дома ...., рекламные стены были размещены в прошлом году, они никому не мешают, демонтировать их жители дома не просят, в настоящее время осуществляется непосредственное управление домом в соответствии с решением общего собрания жителей дома, председателем которого она является.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части исходя из следующего.
В силу ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Согласно ст. 13 указанного Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, о защите прав потребителей).
Пунктом 42 Правил от 13.08.2006 года N 491 также предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п.27 и п.28 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, управляющая организация обязана обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае заключения управляющей организацией с указанным центром договора, предусматривающего возможность обеспечения такого взаимодействия (далее - представительство управляющей организации). Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого располагаются многоквартирные дома, управление которыми осуществляет такая управляющая организация, в пешей доступности от указанных многоквартирных домов. При этом для целей настоящих Правил под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемое пешком.
Представительство управляющей организации предназначено для приема собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы, а также оказания любой другой помощи собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме по возникающему у него вопросу, связанному с управлением многоквартирным домом, собственником, пользователем помещения в котором он является.
В соответствии с пп. «п» п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31(1) настоящих Правил;
размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, а также недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации в отношении жилых домов (домовладений) для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, технического обслуживания и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) прибора учета электрической энергии, расположенного в таком помещении, в случаях, предусмотренных разделом VII настоящих Правил;
показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
В соответствии с п.3.5.7 Правилинорм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах; органов Государственной жилищной инспекции.
Судом установлено, что Модина Г.А. является нанимателем квартиры .... на основании договора социального найма жилого помещения № 20759 от 30 марта 2022 года, членом ее семьи является Модин В.В.
На основании представленных суду протокола № 1 от 28 февраля 2022 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и договора управления многоквартирным домом от 01 февраля 2022 управляющей компанией многоквартирного дома .... в г.Муроме являлось ООО «Домоуправ».
На основании протокола общего собрания собственников от 28 февраля 2023 года выбран способ управления домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, обслуживающей организацией выбрано ООО «Домоуправ», с которым заключен договор № КГ-82 от 01 марта 2023 года на обслуживание, содержание и ремонт многоквартирного дома, Таким образом, с 28 февраля 2023 года ООО «Домоуправ» не является управляющей организацией дома ....
По заявлению истца Управлением жилищной политики администрации округа Муром была осуществлена проверка деятельности по управлению домом со стороны ОО «Домоуправ», по результатам которой было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 28 ноября 2022 года № УЖП-3234/22.
Согласно указанному предостережению в связи с выявленными нарушениями ООО «Домоуправ» предложено:
- обеспечить размещение сведений на информационных стендах в подъездах многоквартирного дома .... в соответствии с требованиями, установленными п.п. «п» п.31 Правил № 354, п.3.5.7 Правил № 170, п.п. «б» п.31 Правил № 416,
- обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме .... в соответствии с требованиями п.27,п.28 Правил № 416.
Кроме того, из содержания данного предостережения следует, что согласно записи единого государственного реестра юридических лиц ООО «Домоуправ» расположено по адресу: ...., адрес объекта управления .... расстояние между двумя объектами составляет 3,1 км вместо допустимых не более 3 километров.
Возражений на данное предостережение ООО «Домоуправ» не подавалось в установленном порядке.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения прав истца как потребителя ненадлежащим исполнением обязанностей ООО «Домоуправ» как управляющей компании по размещению предусмотренных законом сведений на информационных стендах в подъездах дома.
Согласно акту размещения информации на информационных стендах в многоквартирном доме по адресу: .... 26 января 2023 года мастером ООО «Домоуправ» В.А., экономистом ООО «Домоуправ» Е.Н., в присутствии собственника квартиры .... Алексюк Е.С. размещена информация на информационных стендах в 1,2,3 подъездах многоквартирного дома (номер) в соответствии с требованиями постановления Правительства от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановления Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Ответчиком представлены фотоматериалы, подтверждающие выполнение обязанностей по оформлению информационных стендов в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждена данная информация и жителем указанного дома Алексюк Е.С.
Таким образом, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по документальному подтверждению установки стендов с указанием даты установки и их стоимости, установке стендов по содержанию соответствующему законодательству РФ, поскольку стенды ранее были установлены в подъездах дома, что подтверждается также и фотографиями, представленными истцом, а необходимая и предусмотренная информация уже размещена ответчиком, указание стоимости затрат на предоставление и размещение общедоступной информации не предусмотрено действующим законодательством, следовательно, не является обязательным.
Учитывая, что в настоящее время ООО «Домоуправ» не является управляющей компанией многоквартирного дома .... в г.Муроме, на него не может быть возложена обязанность по размещению представительства на расстоянии не более 3 км от объекта управления, в связи с чем. в удовлетворении данного требований истцу также надлежит отказать.
В соответствии со ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
В соответствии со ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст.289 и п.1 ст.290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, к которому относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.36 ЖК РФ, частью 2 которой предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно п.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Статьей 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования истца о демонтаже рекламных стендов в подъездах дома фактически сводятся к единоличному распоряжению общим имуществом собственников многоквартирного дома при отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Кроме того, истцом не представлено суду доказательств того, что реклама оператора «Трайтек» размещена именно ответчиком. С учетом установленных обстоятельств отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика по демонтажу рекламных стендов.
Положениями ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена неустойка по п. 5 ст. 28 Закона за нарушение установленных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Согласно ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п.п. 1 и 4 ст.и 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (п.1). За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона (п. 3).
В силу п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3 % цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуги) не определена - общей цены заказа.
Сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги) (абз.4 п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Требования о размещении общедоступной и необходимой информации на стендах в подъездах домов, не отнесены к отдельным требованиям потребителя, которые подлежат удовлетворению исполнителем в 10-дневный срок и за нарушение сроков удовлетворения которых, ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность исполнителя в виде неустойки.
Из буквального толкования приведенных законоположений следует, что взыскание неустойки на основании п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» возможно в случае нарушения сроков выполнения требований потребителя, связанных с устранением недостатков выполнения работ.
Возможность взыскания неустойки, на основании п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», за неудовлетворение требований потребителя о размещении информации на стенде не предусмотрена.
На основании изложенного, оснований для взыскания по настоящему делу неустойки не имеется.
Отношения между истцом и ООО «Домоуправ» подпадают под действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Поскольку в судебном заседании нашёл подтверждение факт ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по надлежащему оформлению информационных стендов, суд в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», с учётом обстоятельств дела, степени вины причинителя вреда, характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, полагает разумным и справедливым, взыскать с ООО «Домоуправ» компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика ООО «Домоуправ» в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 1 500 руб.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета округа Муром подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в сумме 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Модина В.В. (паспорт (номер)) удовлетворить в части.
Взыскать с ООО «Домоуправ» (ИНН 3334014336) в пользу Модина В.В. (паспорт (номер)) компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., штраф в размере 1 500 руб.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Взыскать с ООО «Домоуправ» (ИНН 3334014336) государственную пошлину в бюджет округа Муром в сумме 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2023 года.
Председательствующий судья О.Б. Синицына