Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-47/2020 (2-600/2019;) ~ М-450/2019 от 17.12.2019

Строка 2.209 г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 апреля 2020 года г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Бирюковой С.А.,

при помощнике судьи Бондарь Н.А.,

с участием:

представителя истца - помощника прокурора Суражского района Брянской области Володченко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суражского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Проведенной проверкой установлено, что на территории <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в установленном законом порядке не созданы, что оказывает негативное воздействие на здоровье жителей города и окружающую среду. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе администрации Суражского района Брянской области внесено представление об устранении и недопущении нарушений федерального законодательства. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.

На основании изложенного, прокурор просил обязать администрацию Суражского района Брянской области создать на территории <адрес> места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании представитель истца Володченко А.П. поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить и установить ответчику срок для исполнения решения суда продолжительностью <данные изъяты> месяцев со дня его вступления в законную силу.

Представитель ответчика - администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве представитель по доверенности Рудов П.Г. исковые требования не признал, указал, что администрация Суражского района не является надлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии с требованиями федерального законодательства, закона Брянской области №80-з от 05.12.2014 года, вопросы по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также по созданию мест (площадок) накопления ТКО, отнесены к ведению сельских поселений, в данном случае, Овчинскому сельскому поселению Суражского района Брянской области (л.д. 25-27).

Представители третьих лиц администрации Овчинского сельского поселения Суражского района Брянской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах Брянской области, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В письменном заявлении представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области по доверенности Чиглинов М.В. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть иск без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор может выступать представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 3 ст. 8 вышеуказанного закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно п. 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 05.12.2014 № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» ( далее - Закон Брянской области №80-З) за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Таким образом, полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Законом Брянской области № 80-З сельским поселениям переданы не были.

Из изложенного следует, что действующим законодательством предусмотрена исключительная компетенция органов местного самоуправления создавать на территории муниципальных образований объекты (площадки) размещения твердых коммунальных отходов. Закрепленные статьей 8 Закона об отходах производства и потребления за органами местного самоуправления полномочия, в части создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО сельским поселениям, в установленном порядке не переданы.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Суражского района Брянской области проведена проверка исполнения на территории Суражского района требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой было выявлено ряд нарушений в деятельности администрации Суражского района: на территории <адрес>, расположенной в границах Овчинского сельского поселения, администрацией района, в установленном законом порядке, не созданы места (площадки) накопления ТКО.

ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения выявленных нарушений, прокурором Суражского района вынесено представление на имя главы администрации <адрес> (л.д. 5-7). До настоящего времени требования прокурора не устранены.

Из информации предоставленной главой администрации Суражского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение № 90-р «Об уполномоченном органе по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», в соответствии с которым ведется пошаговая работа по отводу и межеванию земельных участков для обустройства мест накопления ТКО, по заключению договоров с населением района на вывоз ТКО, вывоз отходов осуществляется в соответствии с графиком (л.д. 8-9). В письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, данных помощнику прокурора ФИО5, ведущий специалист сектора по природопользованию и санитарной безопасности администрации Суражского района Салаев И.И., также указал, что фактически места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, администрацией Суражского района Брянской области на территории г. Сураж и других населенных пунктов района не созданы, в связи с отсутствием в бюджете района денежных средств (л.д. 10-11).

Судом установлено, что на территории <адрес> отсутствуют специально отведенные и оборудованные в соответствии с вышеуказанными нормами закона площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов, что ответчиком не оспаривается.

Уставом муниципального образования Овчинского сельского поселения к вопросам местного значения отнесено, в частности, участие в организации деятельности по накоплению ( в т.ч. раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В Правилах благоустройства и содержания территории данного сельского поселения не предусмотрены обязанности Овчинского сельского поселения по созданию мест (площадок) размещения ТКО.

Статья 9 Устава Суражского района относит к вопросам местного значения муниципального района, среди прочего, участие в организации деятельности по сбору (в т.ч. по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории района.

Кроме того, с 01.01.2017 года вступили в силу ряд положений Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся полномочий органов, уполномоченных на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В настоящее время указанным законом полномочия по распоряжению данного рода земельными участками, расположенными на территории сельских поселений, возлагаются на органы местного самоуправления муниципального района.

При данных обстоятельствах, доводы представителя ответчика изложенные в письменном отзыве, лишены правовых оснований.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленное требование прокурора Суражского района Брянской области обоснованным, ввиду того, что указанные прокурором нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Рассматривая в порядке ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого данное решение должно быть исполнено ответчиком, суд принимает во внимание объем предстоящих работ и срок, в течение которого возможно их выполнение и приходит к выводу о том, что разумным сроком исполнения решения, обеспечивающим соблюдение баланса сторон, является шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Суражского района Брянской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Суражского района Брянской области, о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Администрации Суражского района Брянской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу создать на территории <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-47/2020 (2-600/2019;) ~ М-450/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Суражского района Брянской области
Ответчики
Администрация Суражского района Брянской области
Другие
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах
Администрация Овчинского сельского поселения
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Судья
Бирюкова С.А.
Дело на странице суда
surazhsky--brj.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Подготовка дела (собеседование)
10.01.2020Подготовка дела (собеседование)
10.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
30.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее