Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Староверовой А.И.,
при секретаре Слюсарчук Л.Ю.,
с участием ФИО3 ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка (третьи лица: ФИО3 <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Отделение судебных приставов по <адрес> и ФИО3 <адрес> УФССП ФИО4 по <адрес>, ФИО1),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что в результате изучения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, кадастровый № находится в общей долевой собственности: ответчик гражданин Украины ФИО2 (? доля земельного участка). Сведения о праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права: <данные изъяты>. Гражданин ФИО4 ФИО1 (? доля земельного участка). Сведения о праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права: <данные изъяты>-1.
В соответствии с п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границы Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым.
Исходя из подлежащих применению в данном случае норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются гражданство ответчика и наличие у него в собственности земельного участка на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым. По данным ЕГРН ответчик, является гражданином Украины.
Учитывая вышеизложенное, принадлежащая ответчику <данные изъяты> земельного участка подлежала отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020г. № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ., однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
В связи с изложенным, истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, принадлежащей на праве собственности гражданину Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт гражданина Украины серии МЕ № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в городе Киев, проживающего по адресу: Украина, <адрес> последующей передачей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ФИО3 истца в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела без участия ФИО3 Министерства, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, местонахождение неизвестно.
ФИО3 ответчика - адвокат ФИО7, действующий в порядке ст. 50 ГПК РФ, возражал против удовлетворения иска в полном объеме.
ФИО3 отделения судебных приставов по <адрес> и ФИО3 <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов ФИО4 по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ФИО3, решение просит принять на усмотрение суда.
ФИО3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
ФИО3 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрения дела без участия ФИО3 Госкомрегистра.
ФИО3 <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Третье лицо - ФИО4 С.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы ФИО3 ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные наравенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный № (л.д. 10).
Из представленного свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с присвоением <данные изъяты> (л.д. 11).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, <данные изъяты> доля земельного участка, расположенного в <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, имеет кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем значится ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 12-13, 29-32).
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД ФИО4 «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. пересекал Государственную границу Российской Федерации в период с 2015-2016 года, выехал за пределы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ через КПП Турецкий вал (Армянск) (авто). В настоящее время находитсмя за пределами РФ (л.д. 24-25).
Из представленного реестрового дела № на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, открытого ДД.ММ.ГГГГ, ? доля земельного участка зарегистрирована за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданином Украины, паспорт гражданина Украины серии МЕ № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в городе Киев, проживающего по адресу: Украина, <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-41).
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД ФИО4 «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе миграционного учета, зарегистрированным, снятым по месту жительства (пребывания) на территории <адрес> и ФИО3 <адрес> и на территории Российской Федерации не значится, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован (л.д. 26, 65).
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа ФИО4 и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации какоснова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования ФИО3 <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО2 гражданином Российской Федерации не являлся и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год на территории Республики Крым зарегистрирован не был и постоянно не проживал. Более того, суд отмечает, что осуществляя действия связанные с реализацией прав, ФИО2 на территории РФ предъявлял паспорт гражданина Украины серии МЕ № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в городе Киеве.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащая ответчику доля земельного участка подлежала отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26", однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на долю земельного участка зарегистрирована за ответчиком ФИО2
Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорной доли земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорная доля земельного участка расположена по адресу: <адрес>, на территории Ишунского сельского совета.
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.
Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Поскольку, как было указано выше порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
<адрес> принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым, ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым, в частности, Фонд имущества Автономной Республики Крым и образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден ликвидационный баланс Фонда имущества Автономной Республики Крым.
Вместе с тем, образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно п. 3.2, 3.2.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым для осуществления возложенных на него функций и задач в пределах своей компетенции имеет право осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам взыскания арендных и иных платежей за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым.
Согласно п. 5.1 вышеуказанного Положения Министерство является юридическим лицом, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорной доли земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования о принудительной продаже спорной доли земельного участка подлежат удовлетворению.
Начальную продажную стоимость спорной доли земельного участка следует определить равной её рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.
С учетом изложенного, исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, на территории Ишунского сельского совета, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, принадлежащей на праве собственности гражданину Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт гражданина Украины серии № № выдан ДД.ММ.ГГГГ ТУМ Соломенского РУ ГУМВД Украины в городе Киеве, с последующей передачей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.