Дело № 2-192/2022
УИД 58RS0033-01-2022-000324-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2022 года р.п. Тамала
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Паншиной Ю.Л.
при секретаре Егоровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску Шишова Анатолия Петровича к администрации р.п. Тамала Пензенской области о признании права собственности на квартиру,
У с т а н о в и л:
Шишов А.П. обратился в суд с иском к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на квартиру, указывая следующее. 13 сентября 1992 года между истцом и <данные изъяты> был заключен договор купли – продажи квартиры, состоящей из одной комнаты общеполезной площадью 24,0 кв.м, в том числе жилой 15,0 кв.м, находящейся по адресу: <адрес>. В настоящее время истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на квартиру, поскольку имеются разночтения в значении площади квартиры, указанной в договоре и содержащейся в ЕГРН. Так, в договоре купли-продажи площадь квартиры указана 24,0 кв.м, в ЕГРН она значится с площадью 46,9 кв.м, что соответствует ее фактической площади. Увеличение площади квартиры произошло за счет переоборудования холодной веранды в отапливаемое помещение, для чего в июле 2003 года он получил разрешение от главы администрации р.п. Тамала. После получения разрешения он утеплил веранду, провел в нее отопление и разместил там кухню и коридор, на месте бывшей комнаты и кухни разместил 3 жилые комнаты, убрал старые перегородки и поставил новые. Все работы были проведены в пределах тех помещений, которые он приобрел по договору, реконструкция квартиры не производилась. Согласно техническому паспорту от 15 августа 2006 года общая площадь квартиры составила 46,9 кв.м. На основании данного технического паспорта квартира была поставлена на кадастровый учет площадью 46,9 кв.м, и ей присвоен кадастровый №. Просит признать за ним право собственности на квартиру с кадастровым № площадью 46,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Шишов А.П. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
Представитель ответчика администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил. В письменном заявлении представитель администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области Найверт А.И., действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. При этом указала, что считает исковые требования Шишова А.П. подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области – начальник Межмуниципального отдела по Белинскому и Тамалинскому районам Криштопина Е.В., действующая на основании доверенности, в письменном заявлении также просила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Управления, при этом указала, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения об объекте недвижимости – квартира с кадастровым № площадью 46,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Тамалинского районного суда Пензенской области http://tamalinsky.pnz.sudrf.ru.
При таких обстоятельствах неявившиеся лица в силу положений ст. 155.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считаются надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, а также представленные письменные пояснения, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Часть вторая Гражданского кодекса РФ, установившая требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним, вступила в силу с 1 марта 1996 года и распространяется на правоотношения, возникшие после указанного времени.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
До введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» законодательством была предусмотрена необходимость регистрации в органе БТИ договоров купли-продажи жилых помещений (Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. № 83; Постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда». Инструкция о порядке регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утв. приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 года № 380); на договоры купли-продажи нежилых помещений требование об обязательной регистрации в органах БТИ не распространялось.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных статьями 550, 560 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством до введения в действие части второй Кодекса.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 13 сентября 1992 года между истцом и совхозом «Тамалинский» Тамалинского района Пензенской области был заключен договор купли – продажи квартиры, состоящей из одной комнаты общеполезной площадью 24,0 кв.м, в том числе жилой 15,0 кв.м, находящейся по адресу: <адрес>.
Как показало изучение данного договора, договор купли-продажи квартиры от 13 сентября 1992 года заключен в нотариальной форме, удостоверен государственным нотариусом Тамалинской государственной нотариальной конторы Пензенской области 30 сентября 1992 года по реестру № 1665 и зарегистрирован в Белинском БТИ 16 октября 1992 года. Все существенные условия договора сторонами сделки были соблюдены. Договор купли-продажи фактически исполнен сторонами, имущество было передано в фактическое владение нового собственника. В установленном законом порядке договор недействительным не признавался. Суд учитывает данный договор правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности истца на указанную квартиру в прежней площади.
Согласно сообщению Межмуниципального отдела по Белинскому и Тамалинскому районам Управления Росреестра по Пензенской области от 05 сентября 2022 года № 13-0643/22 в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения об объекте недвижимости – квартире с кадастровым № площадью 46,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно постановлению главы Тамалинской поселковой администрации от 02 октября 1996 года № 70-а «О закреплении и выделении земельных участков и разрешении на капитальный ремонт жилых домов» за Шишовым А.П. закреплен в связи с приватизацией квартир земельный участок общей площадью 0,025 га по <адрес>.
Согласно техническому паспорту от 15 августа 2006 года общая площадь квартиры составила 46,9 кв.м. На основании данного технического паспорта квартира была поставлена на кадастровый учет площадью 46,9 кв.м, и ей присвоен кадастровый №.
Постановлением главы администрации р.п. Тамала Пензенской области от 29 июля 2003 года № 235 «О разрешении переоборудования веранды» Шишову А.П. разрешено переоборудовать холодную веранду, размером 4,5 х 4,7 метра в отапливаемое помещение квартиры № жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, увеличение площади квартиры истца произошло за счет переоборудования холодной веранды в отапливаемое помещение. После получения разрешения переоборудования веранды в 2003 году он утеплил веранду, провел в нее отопление и разместил там кухню и коридор, на месте бывшей комнаты и кухни разместил 3 жилые комнаты, убрал старые перегородки и поставил новые. Все работы были проведены в пределах тех помещений, которые он приобрел по договору купли-продажи. Реконструкция квартиры не производилась.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Шишов А.П. указывает на отсутствие у него возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на квартиру по договору купли-продажи в связи с разночтениями в части значений площади квартиры, указанной в договоре и содержащей в ЕГРН.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у Шишова А.П. возникло право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с измененной площадью, а потому исковые требования Шишова А.П. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковое заявление Шишова Анатолия Петровича к администрации р.п. Тамала Пензенской области о признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Признать за Шишовым Анатолием Петровичем право собственности на квартиру с кадастровым № площадью 46,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение одного месяца.
Судья Ю.Л. Паншина