Дело № 2-116/2024 (2-4774/2023;)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Новгород 11 марта 2024 года
Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Нестерова Д.С., при секретаре Колягиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к ТСЖ «На Богдановича» о взыскании незаконно начисленных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 и ФИО2 обратились в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «На Богдановича» о взыскании незаконно начисленных денежных средств. В обоснование своих требований истцы указали, что являются собственниками <адрес> в равных долях. Дом обслуживает ТСЖ «На Богдановича». С ноября 2019 года по февраль 2020 года ТСЖ «На Богдановича» производило начисление платы по ГВС (горячее водоснабжение) с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР. В указанный период без объяснения причин ТСЖ «На Богдановича» начисляло плату за ГВС по нормативу, а в феврале 2020 года – с повышающим коэффициентом. За четыре месяца сумма незаконно начисленных денежных средств составила 14515 рублей 70 копеек. После обращения с жалобой в Государственную жилищную инспекцию <адрес> в адрес ТСЖ «На Богдановича» было вынесено предостережение. Однако до настоящего времени незаконно начисленные денежные средства истцам возвращены не были.
С учетом изложенного, ФИО3 и ФИО2 просили суд взыскать с ТСЖ «На Богдановича» незаконно начисленные денежные средства за услугу ГВС в размере 14515 рублей 70 копеек, штраф в размере 50% от уплаченной суммы в размере 7257 рублей 85 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, сформулировав их следующим образом:
1. Признать недействительными начисления платы за коммунальные услуги, связанные с предоставлением горячего водоснабжения за период с ноября 2019 года по апрель 2020 года включительно и обязать ТСЖ «На Богдановича» произвести перерасчет (уменьшение) платы за коммунальные услуги в размере 15701 рублей 46 копеек.
2. Взыскать с ТСЖ «На Богдановича» в пользу ФИО3 и ФИО2 штраф за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, связанные с предоставлением горячего водоснабжения, в размере 7850 рублей 73 копеек, выплату которого осуществить путем снижения размера платы в будущем и отразить в квитанции ЖКУ.
3. Взыскать с ТСЖ «На Богдановича» в пользу ФИО3 и ФИО2 штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 3925 рублей 37 копеек, выплату которого осуществить путем снижения размера платы в будущем и отразить в квитанции ЖКУ.
4. Взыскать с ТСЖ «На Богдановича» в пользу ФИО3 и ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 6000 рублей 00 копеек.
Истцы ФИО3 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ «На Богдановича» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Государственная жилищная инспекция <адрес>, Управление Роспотребнадзора по <адрес>, ООО «Нижновтеплоэнерго», ООО «КВЦ», Управление Росреестра по <адрес>, Региональная ФИО4 по тарифам нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают,
в том числе, из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном
доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Из положений п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг следует, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем – пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В силу п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Согласно подп. «а» п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, ФИО3 и ФИО2 являются собственниками <адрес> в равных долях.
Из анализа информации, представленной Государственной жилищной инспекцией <адрес>, ТСЖ «На Богдановича», а также сведений, содержащихся в квитанциях по начисленным коммунальным услугам за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года, усматривается, что начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на индивидуальное потребление в жилом помещении НОМЕР многоквартирного <адрес>, в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года производилось ТСЖ «На Богдановича» исходя из нормативов потребления в соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. Также в феврале 2020 года произведено начисление платы за данную услугу с учетом повышающего коэффициента.
В течение 2019 года ТСЖ «На Богдановича» производились проверки индивидуальных приборов учета, на основании которых были составлены акты по факту не предоставления допуска к приборам учета в жилом помещении НОМЕР многоквартирного <адрес>. Однако о предстоящих проверках собственники указанного жилого помещения были уведомлены способом, не позволяющим установить факт непосредственного осведомления о предстоящей проверке (уведомления были размещены в подъезде, направлены простыми письмами без уведомления, опущены в почтовый ящик).
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «На Богдановича» произведена проверка индивидуального прибора учета, установленного в <адрес>, в ходе которой выявлено, что у прибора отсутствует стрелка. В связи с чем, составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Вместе с тем, Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в ходе проведенной проверки был сделан вывод об отсутствии фактов несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в указанной выше квартире. Соответствующих доказательств в судебное заседание со стороны ТСЖ «На Богдановича» также не представлено.
Таким образом, применение ТСЖ «На Богдановича» при начислении размера платы за горячее водоснабжение п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг (в том числе повышающего коэффициента) являлось неправомерным. Оторванная стрелка в приборе учета свидетельствует о непосредственном выходе из строя индивидуального прибора учета и начисление размера платы за данную коммунальную услугу должно производиться с учетом положений, установленных п.п. 81(12), 59 Правил предоставления коммунальных услуг для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.
ДД.ММ.ГГГГ был установлен новый индивидуальный прибор учета горячей воды. После установки нового прибора учета расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению должен производиться исходя из показаний индивидуального прибора учета с 1-го числа месяца, следующего за месяцем установки данного прибора учета.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в адрес ТСЖ «На Богдановича» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при начислении платы за коммунальные услуги.
В период с ноября 2019 года по февраль 2020 года ТСЖ «На Богдановича» произвело по указанному выше адресу начисление платы за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг:
- «ГВС (ТЭ на нагрев воды)» в общем размере 10293 рублей 58 копеек, включая повышающий коэффициент за февраль 2020 года в размере 1938 рублей 06 копеек;
- «ГВС (стоим. хол. воды)» в общем размере 861 рубля 36 копеек.
Во исполнение вынесенного Государственной жилищной инспекцией <адрес> предостережения ТСЖ «На Богдановича» в квитанции за декабрь 2020 года произвело перерасчет (уменьшение) платы за коммунальные услуги, исходя из положений, установленных в п.п. 81(12), 59 Правил предоставления коммунальных услуг:
- «ГВС (ТЭ на нагрев воды)» в общем размере -5708 рублей 47 копеек;
- «ГВС (стоим. хол. воды)» в общем размере -561 рубль 00 копеек.
Судом проверена обоснованность произведенного перерасчета, оснований для признания его недействительным не имеется. Доказательств того, что собственники <адрес> в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года не осуществляли потребление горячего водоснабжения, что явилось бы основанием для не начисления им платы за данную коммунальную услугу, в судебное заседание не представлено.
Расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с марта по апрель 2020 года производился с учетом показаний индивидуального прибора учета, что подтверждается соответствующими квитанциями на оплату за ЖКУ.
Произведенная в феврале 2020 года корректировка платы за коммунальную услугу «ГВС (ТЭ на нагрев воды)» в виде доначисления в размере 4222 рублей 12 копеек связана с исполнением ТСЖ «На Богдановича» ранее выданного предписания Государственной жилищной инспекцией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим письмом № ОГ-515-1266117/20 от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес ФИО3 (л.д. 123).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований ФИО3, ФИО2 к ТСЖ «На Богдановича» о взыскании незаконно начисленных денежных средств суд не усматривает. В связи с отказом в удовлетворении основанного требования оснований для взыскания компенсацию морального вреда и штрафа также не имеется.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу положений п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Применение данной нормы, предусматривающей освобождение истца от уплаты государственной пошлины при обращении с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, не связано законом с результатом рассмотрения дела и не зависит от того, признан ли судом иск обоснованным либо в его удовлетворении отказано.
С учетом изложенного, оснований для взыскания с ФИО3, ФИО2 государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12, 67, 98, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 (СНИЛС НОМЕР), ФИО2 (СНИЛС НОМЕР) к ТСЖ «На Богдановича» (ИНН НОМЕР) о взыскании незаконно начисленных денежных средств отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.03.2024.
Судья Д.С. Нестеров