дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рязанская область, Пронский район,
г. Новомичуринск 17 марта 2022 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Пучки В.В., с участием прокурора Пронского района Рязанской области Севостьянова Д.В., представителя ответчика <данные изъяты> А., при секретаре Ванягиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пронского районного суда Рязанской области в г. Новомичуринске Рязанской области гражданское дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> и администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пронский районный суд Рязанской области с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по охране жизни и здоровья детей в образовательных организациях в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений, которой выявлено, что <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено охраной сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующая обязанность образовательной организации и органа местного самоуправления предусмотрена совокупностью требований п. 5 ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», п. 6.1 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействию терроризму», п. 24, 25 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Необеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и педагогических работников, а также иных лиц, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении (неопределенного круга лиц), не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории детского сада. В связи с изложенным, руководствуясь правом, предусмотренном ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с настоящим иском и просит обязать <данные изъяты> Пронского района Рязанской области, расположенное по адресу: <адрес>, обеспечить безопасные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006, путем обеспечения охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать администрацию МО - Пронский муниципальный район Рязанской области обеспечить финансирование <данные изъяты> Пронского района Рязанской области для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006, путем обеспечения охраной объектов (территорий) учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Установить ответчикам срок для совершения указанных действий - 2 месяца со дня вступления в силу решения суда.
Прокурор Пронского района Рязанской области Севостьянов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика <данные изъяты> А. не возразила против удовлетворения иска прокурора, но просила увеличить срок исполнения требований прокурора с возможностью их выполнения в 2023 году.
Представитель ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором не возразил против удовлетворения исковых требований прокурора, однако не согласился с заявленным прокурором сроком исполнения этих требований, указав, что мероприятия по финансированию антитеррористической защищенности детского сада не запланированы в бюджете района на 2022 год, требуют большого объема финансовых и временных затрат, в связи с чем администрация муниципального образования просит об увеличении срока исполнения требований прокурора с возможностью их исполнения в 2023 году.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание участника процесса.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
По смыслу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 5 данных Требований к антитеррористической защищенности установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункту 25 Требований к антитеррористической защищенности, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к комплексу мероприятий, предусмотренных п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б» п. 25 Требований).
Согласно Уставу <данные изъяты> является юридическим лицом (п. 1.8). Учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности в соответствии с муниципальным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности, исходя из имеющихся финансовых средств, заключенных договоров и спроса на производимые работы и услуги (п. 1.6). Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование - Пронский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация МО - Пронский муниципальный район Рязанской области (п. 1.5). Учреждение в обязательном порядке получает от учредителя муниципального задание на оказание услуг (выполнение работ). Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется учредителем (п. 2.6).
Из толкования вышеизложенных норм и положений Устава дошкольного образовательного учреждения следует, что орган местного самоуправления муниципального района, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем дошкольного образовательного учреждения, обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и педагогических работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В свою очередь образовательное учреждение, в силу указанных норм и положений Устава, являясь самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность и разрешающим вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств, должно реализовать данную обязанность посредством заключения и исполнения договора по охране объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, <данные изъяты> Пронского района Рязанской области, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к объектам третьей категории опасности, что подтверждается актом от <дата> обследования и категорирования места массового пребывания людей, относящегося к объектам (территориям) сферы деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (л.д. 14-15).
Из паспорта безопасности <данные изъяты>, утвержденного <дата>, следует, что физическая охрана школы осуществляется сторожем, находящимся в штате образовательного учреждения, а не организацией, осуществляющей охранные мероприятия (л.д. 16-24).
<дата> прокурором Пронского района Рязанской области в администрацию МО - Пронский муниципальный район Рязанской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в частности <данные изъяты>, в котором в нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности не обеспечена надлежащая охрана дошкольного образовательного учреждения в соответствии с пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (л.д. 10-12).
Из копии сообщения <данные изъяты> от <дата> следует, что для учреждения установлена 3 категория опасности для соблюдения требований антитеррористической защищенности, изменения в паспорт безопасности учреждения в 2020-2021 г.г. не вносились. Охрана детского сада осуществляется круглосуточно находящимися в штате сторожами, планируется обеспечение безопасности с привлечением частного охранного предприятия (л.д. 35). Установленная для детского сада 3 категория опасности является действующей, в определенном законном порядке не отменялась и не изменялась.
Таким образом, судом установлено, что обеспечение охраны детского сада, отнесенного к объектам (территориям) третьей категории опасности, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, хотя это является обязанностью учреждения и органа местного самоуправления, обязанного финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, что обусловлено особым статусом дошкольного образовательного учреждения и необходимостью обеспечения его максимальной антитеррористической защищенности, поэтому в целях исполнения данных требований общеобразовательным учреждением должен быть заключен соответствующий договор.
Несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, вышеприведенных требований действующего законодательства создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе учащихся и работников <данные изъяты>, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим допущенные ответчиками нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций подлежат устранению.
Отсутствие предусмотренного в бюджете района на 2022 год соответствующего финансирования не может служить основанием для установления столь длительного срока (заявленного ответчиками срока исполнения в 2023 году) для осуществления ответчиками необходимых мероприятий по соблюдению установленных законом требований к антитеррористической защищенности детского сада в условиях отсутствия необходимого предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории дошкольного образовательного учреждения и создающейся тем самым угрозы жизни и здоровью воспитанников и педагогических работников.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить ответчикам, суд считает необходимым установить срок для исполнения настоящего судебного решения- 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - полагая его разумным и достаточным.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> и администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые <требования прокурора> Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> и администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новомичуринский детский сад №6» Пронского района Рязанской области, расположенное по адресу: <адрес>, обеспечить безопасные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006, путем обеспечения охраной объектов (территорий) <данные изъяты> Пронского района Рязанской области, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию МО - Пронский муниципальный район Рязанской области обеспечить финансирование <данные изъяты> Пронского района Рязанской области для создания безопасных условий пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006, путем обеспечения охраной объектов (территорий) <данные изъяты> Пронского района Рязанской области, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Установить <данные изъяты> и администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области срок для совершения вышеуказанных действий - 4 (четыре) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - В.В. Пучка
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 марта 2022 года.
Судья - В.В. Пучка