72RS0007-01-2023-000968-83
№ 2-45/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Голышманово 16 января 2024 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шустовой Ю.Н.,
при секретаре Дмитриевой М.В.,
с участием истца Усольцева А.Д.,
представителя истца Усольцева А.Д. – Низовцева О.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-45/2024 по исковому заявлению Усольцева Александра Дмитриевича к Администрации Голышмановского городского округа о признании права собственности на ангар,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании за ним права собственности на объект недвижимости – металлический ангар, общей площадью 935 кв.м., расположенный в 140 метрах западнее д. Усть- Малые Чирки, Голышмановского городского округа, Тюменской области. Требования мотивированы тем, что данный ангар он приобрел у КФХ «Ческидово» в 2000 году, в то время он был главой данного крестьянско-фермерского хозяйства, денежных средств в хозяйстве не было, и он на свои личные денежные средства приобрел для хозяйства ГСМ. Затем на общем собрании участников КФХ «Ческидово» было принято решение о передаче ангара ему в собственность. Данный ангар он использует для хранения зерна, производит его ремонт, следит за территорией, иных лиц, оспаривающих его право на ангар нет, просит признать право собственности на указанный объект недвижимости в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец Усольцев А.Д. поддержал требования по вышеизложенным основаниям, пояснив, что он с 1999 годы был главой КФХ «Ческидово». В 2000 году хозяйству не предоставили субсидию на приобретение ГСМ и он на свои личные денежные средства приобрел ГСМ для хозяйства. На общем собрании члены – пайщики хозяйства решили, что за то, что он вложил свои денежные средства, они передадут ему ангар в собственность. С 2000 года он пользуется данным ангаром, но право собственности не оформил на него, КФХ «Ческидово» закрылось, других претендентов на это имущество нет. Он следит за состоянием данного ангара, производит ремонт, сдает в аренду для хранения зерна.
Представитель истца Усольцева А.Д. – Низовцев О.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик – Администрация Голышмановского городского округа просила рассмотреть дело без участия своего представителя и принять решение на усмотрение суда, исходя из фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания (л.д. 47, 57).
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца Усольцева А.Д., свидетелей, исследовав материалы дела, а также учитывая мнение ответчика, суд находит исковые требования о признании права собственности на объект недвижимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно приказа № 201 от 14.12.1999 года Администрации Голышмановского района Усольцев А.Д. утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Ческидово» (л.д. 9).
Как усматривается из протокола общего собрания членов КФХ «Ческидово» № 2 от 20.06.2000 года, на собрании принято решение о передачу в личную собственность Усольцева А.Д. металлического склада, общей площадью 935 кв.м. (л.д. 10-11), имеется акт передачи имущества от 01.07.2000 года (л.д. 12).
Как следует из справки МИФНС России № 10 по Тюменской области, в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о юридическом лице КФХ «Ческидово» (л.д. 14).
Согласно уведомлений из Единого государственного реестра недвижимости, ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано (л.д. 18-19) муниципальной собственностью Голышмановского городского округа объект не является (л.д. 17, 46).
К материалам дела приложена копия технического плана на здание, расположенное по адресу: Тюменская область, Голышмановский район в 140 м. западнее д. Усть-Малые Чирки (л.д. 20-39), а также информационная справка по определению рыночной стоимости нежилого строения (л.д. 40-41).
Как следует из акта передачи основных средств от СПК «Первомайский» в КФХ «Ческидово», одним из объектов, переданных в КФХ является зерносклад (ангар) (л.д. 16).
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что после «развала» совхоза «Первомайский» образовалось КФХ «Ческидово» и им достался металлический ангар, она работала бухгалтером в хозяйстве, они занимались посевом зерновых, но затем им не выделили субсидию, денег на приобретение ГСМ не было, и Усольцев А.Д. вложил свои личные деньги. На общем собрании членов КФХ решили в счет возмещения денежных средств передать ему в собственность ангар (склад). Вскоре КФХ перестало существовать, а Усольцев А.Д. использует ангар в своих целях, проводит там ремонт, сдает в аренду для хранения зерна.
Свидетели Свидетель №2 и Гусельников А.А. в судебном заседании показали, что данный ангар остался после развала совхоза «Первомайский», образовалось КФХ «Ческидово», Усольцев А.Д. был главой. В 2000 году ангар передали Усольцеву А.Д. в личную собственность, так как он вложил собственные денежные средства для приобретения ГСМ для КФХ, с тех пор он следит за указанным помещением, использует по назначению, произвел ремонт, больше на этот ангар никто не претендует.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательской давности вытекает из ст.ст. 11 и 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права, поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательской давности, вправе обратится в суд с иском о признании за ним права собственности.
Учитывая, что в настоящее время собственник спорного объекта имущества ликвидирован, при его ликвидации объект не был передан в муниципальную собственность, а истец открыто и непрерывно владеет им как своим собственным с 2000 года, несет с указанного период времени бремя его содержания, то его требования о признании за ним права собственности в порядке приобретательной давности законны и обоснованны.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 935 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 140 ░. ░░░░░░░░ ░. ░░░░- ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░