Производство № 2-151/2024
УИН 17RS0016-01-2024-000202-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2024 года с. Эрзин
Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар А.Н.,
при секретаре Баранмаа А.Н.,
с участием помощника прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО5 в интересах ФИО8 к администрации Эрзинского района Республики Тыва о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Эрзинского района Республики Тыва ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах ФИО8 к администрации Эрзинского района Республики Тыва о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В обоснование иска указано, что прокуратурой Эрзинского района проведена проверка исполнения земельного законодательства при обеспечении земельными участками льготных категорий граждан. Проведенной проверкой установлено, что ФИО8 поставлена на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для льготных категорий граждан как многодетная семья, проживающих на территории Эрзинского района. Администрацией района в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО8 предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым №, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок зарегистрирован в общую долевую собственность ФИО8, доля в праве №, совместно с членами семьи. Установлено, что по месту нахождения земельного участка отсутствуют объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В связи с отсутствием инженерной инфраструктуры, земельный участок невозможно использовать по назначению – для индивидуального жилищного строительства, администрацией района как уполномоченным органом местного самоуправления не были осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры земельного участка, не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимого жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, что ведет к нарушению прав ФИО8 на достойные условия проживания. Считает, что ответчиком в полном объеме не исполнена обязанность по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры, что свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.
Просит суд обязать администрацию Эрзинского района Республики Тыва в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимые для нормальной жизнедеятельности.
В судебное заседание не явились: представитель ответчика администрации Эрзинского района Республики Тыва, истец ФИО8, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки о вручении судебной повестки, уважительности причин неявки суду не представили.
Суд рассматривает дело в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании помощник прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО6 поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. «д» п. 5 ч. 1 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 № 886 ВХ-1 «О земле» (введена Конституционным законом РТ от 14.06.2012 N 1435 ВХ-1), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно однократно без проведения торгов, кроме случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляется в случае предоставления категориям граждан Российской Федерации, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и однократно в предельных (максимальных и минимальных) размерах, установленных частью 2 статьи 17 настоящего Конституционного закона, в том числе и многодетным семьям, приемным семьям, принявшим на воспитание трех и более детей, семьям, имеющим ребенка-инвалида, отвечающим установленным статьей 13.2 настоящего Конституционного закона требованиям.
Порядок и условия бесплатного предоставления многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства на территории Республики Тыва определены статьей 13.2 указанного Конституционного закона Республики Тыва, согласно которой семьям, имеющим трех и более детей, семьи, имеющие детей-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Республики Тыва органа исполнительной власти, органа местного самоуправления бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, путем заключения договора бесплатного предоставления земельного участка (п. 1).
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 № 886 ВХ-1 «О земле», в целях предоставления земельных участков гражданам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Конституционного закона, специально уполномоченный орган осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно. Порядок формирования перечня земельных участков устанавливается специально уполномоченным органом.
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, осуществляется специально уполномоченным органом на основе утвержденных в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В перечне земельных участков должны быть указаны сведения о местоположении (адресе), кадастровом номере, площади и виде разрешенного использования земельных участков.
Сформированный перечень земельных участков утверждается Правительством Республики Тыва и размещается на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пункта 23 части 1 указанной статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 наряду с другими гражданами обратилась с заявлением в прокуратуру Эрзинского района Республики Тыва, в котором указывает на отсутствие технического присоединения к электрическим сетям земельного участка, предоставленного администрацией Эрзинского района Республики Тыва.
Из объяснения ФИО8. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в начале 2023 года ее семья администрацией Эрзинского района поставлена на учет как многодетная, для получения земельного участка бесплатно. В ДД.ММ.ГГГГ года администрацией района выдан сертификат на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок был оформлен в общую долевую собственность членов его семьи. При предоставлении земельного участка техническое присоединение к подключению электрическим сетям не было обеспечено, инженерная инфраструктура отсутствовала. До настоящего времени техническое присоединение не осуществлено, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства не заключался.
В ходе проведения проверки прокуратурой Эрзинского района Республики Тыва на имя председателя администрации Эрзинского района Республики Тыва ФИО7 внесено требование о предоставлении информации о количестве граждан, получивших земельные участки бесплатно на льготных основаниях в <данные изъяты> году, а также об обеспечении земельных участков необходимыми объектами инфраструктуры.
Из ответа председателя администрации Эрзинского района Республики Тыва ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное требование прокурора района следует, что количество граждан, получивших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. земельные участки бесплатно на льготных основаниях составляет №., из них многодетные семьи – № согласно приложенному списку. Дорожные сети, инженерные инфраструктуры, водоснабжение, проезды имеются, а газо-, теплоснабжение не имеется во всем кожууне. Инженерных сетей на земельных участках не имеется, так как технологическое присоединение одного участка стоит <данные изъяты> руб. В бюджете кожууна не имеется денежных средств, поэтому с гражданами согласовано, что заявление на техническое присоединение подают сами граждане после получения документов на земельные участки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 включена в реестр учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с п. 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» за предоставлением земельных участков. Основанием для включения в реестр указаны принятие комиссией по вопросам бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для льготных категорий граждан, проживающих на территории муниципального района «Эрзинский кожуун» Республики Тыва для индивидуального жилищного строительства, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. и вынесение постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 выписке из Единого государственного реестра недвижимости от от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 предоставлен в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в вышеуказанном земельном участке техническое присоединение к подключению электрическим сетям не было обеспечено, инженерная инфраструктура отсутствовала.
Передача многодетным семьям бесплатных земельных участков является формой господдержки материнства и детства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации № 372 от 09.09.2013 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с которым рекомендовано в целях отбора земельных участков использовать критерии существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, а также рекомендовано до предоставления земельных участков утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не принимаются необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения - обеспечения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан, технологическими условиями для присоединения к электрическим сетям. Бездействие, выраженное в невыполнении требований законодательства в области принятия мер по благоустройству территорий, инфраструктурному оснащению предоставленных земельных участков, признается недопустимым и подлежит устранению
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств обратного не представлено.
Таким образом, иск прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО5 в интересах ФИО8 к администрации Эрзинского района Республики Тыва о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокурор и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Эрзинского района Республики Тыва ФИО5 удовлетворить.
Обязать администрацию Эрзинского района Республики Тыва в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимые для нормальной жизнедеятельности.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Н. Ондар