РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Усть-Уда 10 апреля 2023 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Максименко О.В., при секретаре Константиновой И.Ю., с участием представителя истца Костюковой М.А., представителя ответчика администрации Игжейского сельского поселения Вологжиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по исковому заявлению Костюкова С. А. к администрации Игжейского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района Иркутской области о признании права на земельную долю,
установил:
Костюков С.А. обратился в суд с иском к администрации Игжейского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района Иркутской области о признании права на земельную долю, указав в обоснование, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлся работником совхоза «Игжейский», в то время, когда истец работал в совхозе, на основании постановления мэра Усть-Удинского района от 28.09.1994 № 89 «О выдаче свидетельств на право собственности на землю», постановления мэра от <дата обезличена> № <обезличено> были сформированы, а впоследствии уточнены, списки лиц, имеющих право на получение земельной доли совхоза «Игжейский» <адрес обезличен>. Таки образом, истец имел право быть включенным в списки лиц, имеющих право на земельную долю, площадью 10,3 га, как работник совхоза «Игжейский». 18.01.2023 истец обратился в администрацию Игжейского сельского поселения за выкопировкой из материалов по выявлению деградированных и не используемых сельскохозяйственных угодий, тогда и выяснилось, что его фамилия в указанных списках по неизвестным причинам пропущена.
Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", постановление мэра Усть-Удинского района от 28.09.1994 № 89, постановление мэра Усть-Удинского района от 25.10.1994 № 101, истец просила признать за ней право на долю земельного участка, площадью 10,3 га, в пределах земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на землях Игжейского муниципального образования.
Истец Костюков С.А. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Костюкова М.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена>, выданной сроком до <дата обезличена>, исковые требования поддержала по доводам, приведенным в иске, дополнительно пояснила, что истец работал в совхозе «Игжейский» с <дата обезличена> по <дата обезличена>, имел право быть включенным в списке лиц, имеющих право на земельные доли, однако при ознакомлении с данным списком обнаружено, что фамилии истца в них не было. Полагает, что имеет право на признание за ним права на земельную долю.
Представитель ответчика администрации Игжейского сельского поселения Усть-Удинского района Вологжина Е.В. возражений относительно удовлетворения исковых требований не представила, дополнительно пояснила, что с 2022 года граждане, включенные в списки лиц, имеющих право на земельные доли, но не получившие свидетельства, в судебном порядке стали обращаться с исками о признании за ними права собственности на земельные доли, истец после ознакомления со списками, также желая обратиться в суд, обнаружил, что его фамилия в них не значится. В настоящий момент граждане, включенные в списки, оформляют земельные участки в собственность.
Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусмотрено, что приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Колхозам и совхозам в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах (пункты 1 - 3). Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель (пункт 4). Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право (пункт 6).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предписывалось районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Так, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 (с изм. от 06.03.1992) "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее Положение), определялось, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992.
Из положений п. 11 Положения следует, что размер земельной доли рассчитывается: в гектарах; в балло - гектарах. Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" списки лиц, имеющих право на земельную долю, составлялись внутрихозяйственными комиссиями и подлежали передаче в районную администрацию (муниципальное образование). Согласно пункту 18 данного постановления моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
В судебном заседании установлено, что Костюков С.А. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлся работником совхоза «Игжейский» (л.д. <данные изъяты>).
Постановлением мэра Усть-Удинского района от 28.09.1994 № 89 «О выдаче свидетельства на право собственности на землю» в соответствии с Указом Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" 27.10.1993 № 1767 постановлено: 1. выдать свидетельства на право собственности на землю всем гражданам, имеющим право собственности на земельную долю; 2. всем реорганизованным с/х предприятиям предоставить в комитет по земельным ресурсам и землеустройству в срок до 5 октября списки дольщиков по прилагаемой форме в 5-ти экземплярах; 3. ответственность за достоверность представленных сведений возложить на отдел кадров с/х предприятий (л.д. <данные изъяты>).
Постановлением мэра Усть-Удинского района от 25.10.1994 № 101 в дополнение вышеуказанного постановления постановлено: 1. выдать свидетельства на право собственности на сельскохозяйственные угодья с приложением чертежа земель реорганизованным коллективным хозяйствам; 2. гражданам, имеющим права на земельную долю, выдать свидетельства на право собственности на землю в соответствии с ранее установленной районной и внутрихозяйственной нормой; 3. выдачу вышеуказанных свидетельств провести бесплатно, силами районного земельного комитета с участием специалистов «ВостсибНИИгипрозем» за счет средств облкомзема; председателям комиссий по реорганизации с/х предприятий и приватизации земли (руководителям хозяйств) представить в земельный комитет в срок до 04 ноября уточненные списки дольщиков на землю по предложенной ранее форме, согласованные с сельской администрацией и районной комиссией по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов; 5. контроль за выполнением данного постановления и достоверность списков дольщиков земельных паев возложить на районную комиссию по реорганизации колхозов, совхозов и приватизации земли (л.д. 13).
В соответствии с архивной справкой сектора архива администрации Усть-Удинского района совхоз «Игжейский» реорганизован в сельскохозяйственный кооператив «Игжейский» (СХПК «Игжейский») на основании постановления мэра Усть-Удинского района от 10.07.1997 № 136.
Согласно представленной в материалы дела выкопировке материалов по выявлению деградированных и не используемых сельскохозяйственных угодий, подготовке предложений по их использованию, определению массивов земель СХПК «Игжейский» Усть-Удинского района Иркутской области (2000 год, инв. № <обезличено>), Список граждан, имеющих право на земельную долю на момент приватизации с/х предприятия и их использования на реорганизованном сельхозпредприятии СХПК «Игжейский», состоит из 656 дольщиков, площадь земельной доли составляет 10,3 га. В указанных списках фамилия истца Костюкова С.А. отсутствует.
Поскольку Костюков С.А. не был включен в список лиц, имеющих право на земельную долю, следовательно, право собственности на земельную долю у истца не возникло.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" земельная реформа завершена, в связи с чем наделение граждан земельными долями, которое было предусмотрено в ходе реорганизации колхозов и совхозов по ранее действовавшему законодательству, не допускается. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", а также Указ Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", на основании которых устанавливалось право граждан на получение земельных долей, признаны утратившими силу.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а позже Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не допускается.
Таким образом, ни действовавшее ранее, ни действующее в настоящее время законодательство не содержат нормы, позволяющей пересматривать списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213.
При изложенных обстоятельствах, учитывая презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ), с учетом фактических обстоятельств данного дела, правовые основания для удовлетворения требований истца о признании за ним права на долю земельного участка, площадью 10,3 га, в пределах земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на землях Игжейского муниципального образования, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Костюкова С. А. к администрации Игжейского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области, комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Удинского района Иркутской области о признании права на земельную долю отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Максименко
Мотивированный текст решения составлен <дата обезличена>.