Дело № 2-140/2024
Строка:134
УИД :91RS0017-01-2023-001428-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года пгт. Раздольное Республика Крым
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи : Бедрицкой М.А.
при секретаре: Нечипорук С.В.
с участием представителя ответчика в порядке ст.50 ГПК РФ- адвоката Погомий Ю.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1, третьи лица <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Отделение судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, ООО «Нива», Ручьевский сельский совет <адрес> Республики Крым, Администрация Ручьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, суд
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Раздольненский районный суд Республики Крым с иском к ответчику ФИО1, просят суд: осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:10:081201:253, площадью 48325 +/-76,94 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на территории Ручьевского сельского совета, лот 25 участок 8, из земель коллективной собственности бывшего КСП «Советская Родина», категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рожденной <адрес>, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина серия ЕС№, выдан ДД.ММ.ГГГГ Раздольненским РО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающей по адресу: Украина, <адрес> д. Проскуровка, с последующей передачей ФИО1, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества; начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования указанного иска мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:10:081201:253, площадью 48325 +/-76,94 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на территории Ручьевского сельского совета, лот 25 участок 8, из земель коллективной собственности бывшего КСП «Советская Родина», категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование.
Сведения о праве собственности на земельный участок внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности пунктом 44.7. Муниципальное образование <адрес> Республики Крым.
Таким образом земельные участки, расположенные на приграничной территории <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
По данным ЕГРН ответчик является гражданином иностранного государства.
Принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течении года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ), однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
Нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации.
В судебное заседание представитель истца не явился, в адрес суда представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, требования иска поддерживают, просят удовлетворить в полном объёме.
Ответчик и иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, заявлений, ходатайств, возражений против заявленных требований в адрес суда не поступило.
В судебном заседании представитель ответчика привлеченный судом в порядке ст. 50 ГПК РФ, учитывая отсутствие возможности согласовать позицию с ответчиком просит принять решение на усмотрение суда с учетом прав и законных интересов ответчика.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, ответчик ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:10:081201:253, площадью 48325 +/-76,94 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на территории Ручьевского сельского совета, лот 25 участок 8, из земель коллективной собственности бывшего КСП «Советская Родина», категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сформированной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).
Из информации ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированной по месту жительства, месту пребывания на территории Российской Федерации не значится. Согласно данных СПО «Мигрант-1» ФИО1, является гражданкой Украины, при посещении Российской Федерации ответчиком предоставлялся национальный заграничный паспорт государства Украины (л.д. 42-44).
Как следует из ответа МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда ФИО1 с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращалась, сведения о документировании паспортом гражданства Российской Федерации отсутствуют (л.д.29).
Согласно информации <адрес> нотариального округа ФИО5 Нотариальной палаты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 201 внесены изменения в Указ от N 26 от ДД.ММ.ГГГГ, территория муниципального образования <адрес> Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п.3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком.
Совокупность собранных по делу доказательств позволяет установить, что ответчик не является гражданином Российской Федерации, в то же время является собственником земельного участка на приграничной территории, что противоречит положениям действующего законодательства РФ.
Указанное обстоятельство является достаточным основанием для удовлетворения требований заявленного иска.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не может принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации.
Сведений о расположении на данном земельном участке иных объектов недвижимого имущества, материалы дела не содержат.
Положениями ст. 238 ГК РФ предусмотрена определенная процедура принудительного прекращение права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан, согласно которой собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока (1 год), а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, - в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска, приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях устранения неясности порядка исполнения решения суда, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем осуществления принудительной продажи с публичных торгов земельного участка принадлежащего на праве собственности ответчику, с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с его отчуждением, определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, суд находит требования иска основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - удовлетворить.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:10:081201:253, площадью 48325 +/-76,94 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на территории Ручьевского сельского совета, лот 25 участок 8, из земель коллективной собственности бывшего КСП «Советская Родина», категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования –сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рожденной <адрес>, общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина серия ЕС№, выдан ДД.ММ.ГГГГ Раздольненским РО ГУ МВД Украины в Крыму, проживающей по адресу: Украина, <адрес> д. Проскуровка, с последующей передачей ФИО1, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Бедрицкая М.А.