Дело № 2-194/2020
УИД 32RS0023-01-2020-000212-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 г. г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Овчинниковой О. В., при секретаре Алымовой В. Г.,
с участием: помощника прокурора Почепского района Брянской области Барсуковой Е. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Брянской области о признании скотомогильника неиспользуемым, понуждении провести ветеринарно-санитарное освидетельствование скотомогильника и включить в сводный перечень неиспользуемых скотомогильников,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Брянской области о признании скотомогильника неиспользуемым (бесхозяйным), понуждении провести ветеринарно-санитарное освидетельствование скотомогильника и включить скотомогильник в сводный перечень неиспользуемых скотомогильников, в котором просит суд признать скотомогильник, расположенный на территории <адрес> (в сторону <адрес> неиспользуемым (бесхозяйным); обязать управление ветеринарии Брянской области провести ветеринарно-санитарное освидетельствование указанного неиспользуемого скотомогильника; включить вышеуказанный скотомогильник в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с биологическими отходами на территории района, в ходе которой было выявлено, что на территории <адрес> (в сторону <адрес> расположен скотомогильник (биотермическая яма), которая не используется длительное время. Собственника у указанного скотомогильника не имеется, права на данный скотомогильник не зарегистрированы. Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области, который устанавливает последовательность проводимых на территории Брянской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей, охраны окружающей среды от загрязнения. Однако ответчиком до настоящего времени меры по ликвидации данного скотомогильника не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Барсукова Е. С. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на иск начальник управления ветеринарии Брянской области Шлык Н. В. просил рассмотреть бело в отсутствие представителя ответчика и указал, что Управление ветеринарии по Брянской области не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора. Для включения скотомогильника в <адрес> ( в сторону <адрес> в Перечень по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйныз) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области необходимо признание данного объекта бесхозяйным в установленном порядке. В случае признания спорного скотомогильника бесхозяйным, ответчик организует проведение ветеринарно-санитарного освидетельствования указанного скотомогильника и внесет его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
Представители третьих лиц – администрации Почепского района Брянской области, ГБУ Брянской области «Почепская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», администрации Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, уважительные причины их неявки суду не известны.
Представитель администрации Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области – глава администрации Щемелинина О. С. в заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора Барсукову Е. С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ и ст. 8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан па благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1.1. Положения об управлении ветеринарии Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, управление ветеринарии Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным в области ветеринарии и осуществляющим в пределах своей компетенции функции и полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, осуществлению государственного управления и оказанию государственных услуг в области ветеринарии.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что на территории <адрес> (в сторону <адрес> расположен скотомогильник (биотермическая яма), который не используется поскольку на протяжении длительного времени (более двух лет) в нем не производится захоронение биологических отходов. Собственника у указанного скотомогильника не имеется, права на данный скотомогильник не зарегистрированы.
Из ветеринарно-санитарной карточки на вышеуказанный скотомогильник (биотермическую яму), акта комиссионного осмотра и обследования скотомогильников, расположенных на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информации Управления ветеринарии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ усматривается, что спорный скотомогильник (биотермическая яма) не используется, находится на консервации с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области (далее Порядок).
Данный Порядок устанавливает последовательность проводимых на территории Брянской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.
Из п. 1.3. Порядка следует, что под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником понимается участок земли, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на который собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.
В соответствии с п. 2.2 Порядка, мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы:
ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование);
формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - перечень), расположенных на территории Брянской области;
ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Порядка, неиспользуемые (бесхозяйные) скотомогильники подлежат ветеринарно-санитарному освидетельствованию посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности). Эпизоотологическое обследование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников проводится комиссией, образованной приказом управления ветеринарии Брянской области.
По итогам эпизоотологического обследования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников составляется акт по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3.4 Порядка).
Управлением ветеринарии Брянской области меры к организации освидетельствования вышеуказанного неиспользуемого скотомогильника (биотермической ямы) не приняты.
В соответствии с п. 4 Порядка, на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии Брянской области утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Таким образом, ответчиком до настоящего времени меры по ликвидации вышеуказанного скотомогильника (биотермической ямы) не приняты, а именно: не организовано проведение ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование); скотомогильник не включен в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
Существование на территории <адрес> скотомогильника в условиях отсутствия контроля заего использованием не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
В связи с изложенным требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по освидетельствованию скотомогильника и включению его в перечень неиспользуемых подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос об удовлетворении требований о признании скотомогильников бесхозяйными, суд приходит к следующему.
Действующим законодательством не предусмотрен судебный порядок для признания недвижимой вещи бесхозяйной, поскольку она является таковой в силу закона.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Аналогичное положение содержится и в Постановлении Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области.
Согласно ответу МО по <адрес> Управления Росреестра по Брянской области№ от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права на скотомогильник, расположенный в <адрес> не проводилась.
Таким образом, судом установлено, что спорный скотомогильник не имеет собственника, а, следовательно, является бесхозяйным в силу закона, и судебного решения о признании его таковыми не требуется, в связи с чем, в этой части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора Почепского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Брянской области о признании скотомогильника неиспользуемым, понуждении провести ветеринарно-санитарное освидетельствование скотомогильника и включить в сводный перечень неиспользуемых скотомогильников удовлетворить частично.
Признать скотомогильник, расположенный на территории <адрес> неиспользуемым.
Обязать управление ветеринарии Брянской области провести ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемого скотомогильника, расположенного на территории <адрес>.
Включить скотомогильник, расположенный на территории <адрес> в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
В удовлетворении исковых требований в остальной части прокурору Почепского района Брянской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О. В. Овчинникова
Мотивированное решение составлено 08 июня 2020 г.