Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-613/2022 ~ М-645/2022 от 08.08.2022

К делу г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст-ца Староминская Краснодарского края 22 августа 2022 г.

Староминской районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Староминского районного суда Селюка С.А.,

при секретаре Журавлевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерство природных ресурсов Краснодарского края к Яценко Сергею Анатольевичу об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указывая, что в рамках рассмотрения обращения ФИО5 министерством проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, по результатам которых установлено, что по адресу: <адрес> в <адрес> выявлены места накопления отходов производства и потребления, при этом отходы в виде бумаги и картона, покрышек, битого стекла, пластика, полиэтилена размещены на незащищенном грунте. Своими действиями ФИО2 нарушил нормы природоохранного законодательства при осуществлении деятельности, которая причиняет вред окружающей среде и угрожает новым вредом.

Истец просит суд обязать ответчика в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем исполнения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований .22/7ПРЭ от 23.03.2022г, а именно устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0101065:12 по адресу <адрес>. В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с ответчика в пользу министерства природных ресурсов <адрес> 10 000 руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.

В судебное заседание представитель истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлён надлежащим образом, причин не явки в суд не представлено.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)» предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

На основании пункта 1 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) должностным лицом министерства ДД.ММ.ГГГГ принято решение о необходимости проведения внеплановой проверки.

ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление ), пунктом 3 которого установлены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, в числе которых: непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; непосредственная угроза обороны страны и безопасности государства, факты причинения вреда обороне страны и безопасности государства; непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, факты возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности, которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Согласно требованиям пункта 10 Постановления министерством осуществляется проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

На основании ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с п. 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарнозащитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Данный СанПиН является обязательным для исполнения гражданами (п. 1).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об * осуществлении хозяйственной и иной деятельности; соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущения необратимых последствий для окружающей среды.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Судом установлено следующее.

В рамках рассмотрения обращения ФИО5 министерством проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, по результатам которых установлено, что по адресу: <адрес> в <адрес> выявлены места накопления отходов производства и потребления, при этом отходы в виде бумаги и картона, покрышек, битого стекла, пластика, полиэтилена размещены на незащищенном грунте. Земельный участок, принадлежит на праве собственности ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ министерством в адрес ответчика направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ .22/7ПРЭ, согласно которому ФИО2 обязан в течение 30 дней с момента получения предписания устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0101065:12.

В порядке осуществления регионального государственного экологического надзора ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения вышеуказанного предписания должностным лицом министерства зафиксирован факт его неисполнения.

На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проведен осмотр придомовой территории по адресу <адрес> в <адрес>. В результате наблюдения за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды установлено, что очаги незаконных навалов отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0101065:12 присутствуют.

В связи с чем, ответчик не исполнил ранее выданного предостережения и продолжает допускать несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления. Своими действиями ФИО2 нарушил нормы природоохранного законодательства при осуществлении деятельности, которая причиняет вред окружающей среде и угрожает новым вредом.

Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 постановления» Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.

Вместе с тем, согласно правовой позиции изложенной в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об уменьшении неустойки необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг, сумма договора и т.п.).

Суд приходит к убеждению, что подлежащая уплате неустойка в размере 10 000 руб. в день явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, полагает необходимым уменьшить размер неустойки до 50 руб., которую суд признает справедливой и соразмерной.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерство природных ресурсов <адрес> к ФИО2 об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Обязать ФИО2 в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем исполнения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований .22/7ПРЭ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0101065:12 по адресу <адрес>.

В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с ФИО2 в пользу Министерства природных ресурсов <адрес> пятьдесят рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Староминской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-613/2022 ~ М-645/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчики
Яценко Сергей Анатольевич
Суд
Староминской районный суд Краснодарского края
Судья
Селюк Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
starominskay--krd.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Подготовка дела (собеседование)
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Дело оформлено
07.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее