Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1204/2023 ~ М-965/2023 от 15.08.2023

                                                                                                                 Дело № 2-1204/2023

УИД: 24RS0018-01-2023-001307-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2023 года                                                                             г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя истца старшего помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Михайлова В.Н.,

представителя ответчика ФГБУ ФСНКЦ ФМБА в лице филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА «Клиническая больница » Козловой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Чуяшенко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства «Клиническая больница » о возложении обязанности укомплектовать штат врачами,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ФГБУ ФСНКЦ ФМБА в лице филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА «Клиническая больница », в котором просит: обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать штат врачами по следующим специальностям: 6 ставок врача-хирурга; 2 ставки травматолога-ортопеда, офтальмолога, кардиолога, стоматолога, стоматолога детского; 1 ставку врачей уролога, эндокринолога, детского хирурга, рентгенолога, онколога, врача ультразвуковой диагностики, врача функциональной диагностики.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения Филиалом ФГБУ ФСНКЦ ФМБА «Клиническая больница (далее - КБ ) требований федерального законодательства, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о лицензировании, охране здоровья граждан, связанные с неукомплектованностью штата врачами в соответствии со штатным расписанием медицинского учреждения. В амбулаторно-поликлиническом отделении КБ оказывается первичная медико-санитарная помощь по направлениям: профилактика, диагностика и лечение заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения. Проверкой установлено, что укомплектованность штатной численностью медицинского учреждения составляет 1729,25 единиц. Во взрослой городской поликлинике КБ функционирует 26 терапевтических участков, в том числе один цеховой участок для работников АО «ПО «ЭХЗ». В соответствии с информацией КБ от ДД.ММ.ГГГГ в медицинском учреждении сложился дефицит врачей по различным специальностям: терапевт, кардиолог, детский эндокринолог, детский хирург, невролог, хирург, уролог, травматолог-ортопед и другим. Так, фактическая укомплектованность КБ в соответствии со штатным расписанием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила, в частности, по ставкам врачей-терапевтов участковых - 73%, неврологов - 64,3%, эндокринологов - 50%. В соответствии с информацией КБ от ДД.ММ.ГГГГ в медицинском учреждении имеется дефицит кадров, не заполнены вакансии по 6 ставкам врача-хирурга; по 2 ставкам врачей терапевта участкового, травматолога-ортопеда, офтальмолога, кардиолога; стоматолога; стоматолога детского; по 1 ставке врачей уролога, оториноларинголога, эндокринолога, невролога, детского хирурга, рентгенолога, онколога, врача ультразвуковой диагностики; врача функциональной диагностики. Таким образом, количество врачей-специалистов, работающих в КБ , не соответствует нормативам (штатному расписанию), является недостаточным, что является грубым нарушением лицензионных требований, установленных пп. «д» п. 5 Положения . Отсутствие указанных специалистов в полном объеме в соответствии со штатным расписанием учреждения создает препятствия в своевременном диагностировании и лечении возникающих заболеваний, препятствует получению гражданами своевременной, качественной и доступной медицинской помощи, нарушает их права на охрану здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации и является грубым нарушением лицензионных требований. Вышеуказанное обстоятельство явилось основанием для возбуждения прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица КБ административного производства по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск. КБ является медицинским учреждением, где реализуются отдельные мероприятия национального проекта «Здравоохранение». В соответствии с целями указанного проекта деятельность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должна достигать наибольшие целевые показатели по различным параметрам, в том числе обеспечивать снижение кадрового дефицита в указанных медицинских организациях, оптимальную доступность для населения медицинской помощи, оптимизацию работы медицинских организаций, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу, снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от болезней системы кровообращения. Таким образом, проживающие на территории ЗАТО г. Зеленогорск лица, нуждающиеся в медицинской помощи врачей, вынуждены обращаться за такой помощью в иные медицинские учреждения, расположенные за пределами ЗАТО г. Зеленогорск, что является нарушением их права на доступность медицинской помощи (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). По выявленным нарушениям в адрес исполнительного директора КБ прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, но до настоящего времени меры к укомплектованию штата врачами не приняты. Неукомплектованность штата медицинского учреждения отрицательно влияет на качество предоставляемых медицинских услуг населению г. Зеленогорска, негативно отражается на здоровье граждан и нарушает их права на получение своевременной, качественной и полноценной медицинской помощи. Неукомплектованность штата КБ необходимым количеством врачей нарушает права неопределенного круга лиц - жителей ЗАТО г. Зеленогорск, обращающихся за медицинской помощью в КБ . В частности, в прокуратуру города поступило обращение ФИО2 вх. от ДД.ММ.ГГГГ, состоящей на диспансерном учете врача-онколога, об отсутствии необходимого количества врачей в КБ , длительности записи на прием к врачам, что повлекло нарушение ее прав на получение своевременной медицинской помощи. В обоснование исковых требований истец ссылается на ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 14, ст. 37, ч. 1 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 5, «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , п. 7, 8, Приложения , 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части обязания ответчика укомплектовать штат 2 врачами-терапевтами-участковыми, врачами оториноларингологом и неврологом прекращено в связи с отказом истца от иска.

Третье лицо Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела представителя не направил, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление в котором указал, что в 2023 году Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведена плановая проверка в отношении ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России. Выявлены нарушения, в том числе, по укомплектованности медицинским персоналом по филиалу ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ , которая составляет: врачи - 66,5% (без учета совместительства); средний медицинский персонал - 79,3 % (без учета совместительства). Полагают, что удовлетворение иска не решит проблемы с поиском квалифицированных кадров. Кроме того, ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ принимаются все возможные меры, которые подтверждаются, в том числе, ответом об устранении нарушений по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.

На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель истца Михайлов В.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФГБУ ФСНКЦ ФМБА в лице филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА «Клиническая больница » Козлова Е.А. в судебном заседании просила отказать прокурору ЗАТО г. Зеленогорска в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, из которых следует, что ответчиком принимаются все возможные и необходимые меры по укомплектованию его штата медицинским персоналом. Об этом свидетельствует системная, регулярная передача информации о вакансиях, в том числе в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», размещение информации об имеющихся вакансиях на своем сайте, участие в ярмарках рабочих мест, заключение договоров по целевому обучению молодых специалистов, участие в программе «Земский доктор», оказание новым специалистам мер социальной поддержки. Однако нежелание специалистов работать на вакантных должностях вызвано низким уровнем заработной платы, отсутствием перспектив карьерного роста. Данные доводы представителем истца не оспаривались и не опровергались. При этом истцом не представлены доказательства бездействия ответчика по укомплектованию штата КБ медицинским персоналом по вакантным должностям, а равно в исковом заявлении истец не указывает, какие, по мнению истца, еще меры не приняты, но могут быть приняты ответчиком по доукомплектованию штата КБ . Предмет требования истцом сформулирован неконкретно, не приведены доводы о том, каким образом и принятием каких именно мер со стороны ответчика решение суда может быть исполнено, а права и законные интересы неопределенного круга лиц защищены и реализованы, в связи с чем решение суда в случае удовлетворения исковых требований не будет отвечать признаку исполнимости судебного акта. Вместе с тем, ответчик полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Истцом не представлено доказательств данного бездействия. Медицинская помощь по соответствующим профилям в КБ оказывается. На дату поступления копии искового заявления ответчику устранена неукомплектованность в КБ врачами-специалистами ряда профилей, два врача проходят обучение по профессиональной переподготовке по специальности врач-ультразвуковой диагностики. На постоянной основе проводятся следующие мероприятия: 1) в период 2018-2022 г.г. ежегодно в количестве 7-10 человек заключались договоры о целевом обучении студентов в высших медицинских учебных заведениях; 2) ежегодно с 2020 года на сайте медицинской организации размещается список вакантных должностей; 3) ежемесячно с 2018 года обновляется информация сайта «Работа России»; 4) ежегодно руководитель либо заместитель руководителя КБ посещает очные встречи со студентами - выпускниками Красноярского государственного медицинского университета в целях презентации места работы - филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ и приглашения для трудоустройства. Обязательный труд в Российской Федерации не предусмотрен, принудить врачей-специалистов прибыть в г. Зеленогорск Красноярского края с целью трудоустройства в КБ правовых, законных оснований не имеется. При этом заключение такого трудового договора требует от работника согласия с предложением (офертой) работодателя, выраженного, в том числе в виде определенных действий: направление резюме, посещение собеседований, подача заявлений о трудоустройстве, подписание трудового договора. Указанные действия осуществляются работниками и кандидатами на трудоустройство по своему усмотрению, добровольно. С учетом изложенного возможную для работодателя часть - размещение необходимых вакансий ответчик исполнил, иные действия, необходимые для заключения трудового договора, не входят в предмет регулирования трудовых правоотношений и к ним не может быть принужден работодатель, поскольку данные действия осуществляются второй стороной трудовых правоотношений - работником (кандидатом на вакансию). Работодатель может быть принужден только к тем действиям, которые может выполнить - добавление должности в штатное расписание, размещение вакансии. Указанные действия выполнены ответчиком добросовестно в объеме, соответствующем нормальной хозяйственной деятельности медицинского учреждения. Исковое заявление не содержит требования, какие конкретные действия должен произвести ответчик для того, чтобы принять на работу в течение трех месяцев 22 врача.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон об охране здоровья граждан) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии со статьей 10 Закона об охране здоровья граждан доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.

Согласно пунктам 2, 4 части 1, пункту 4 части 2 статьи 37 Закона об охране здоровья граждан медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.

Согласно подпунктам «в», «д» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (далее – Положение о лицензировании), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг); соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу пункта 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее – Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи), структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения), в структуру которой она входит, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением № 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

В пунктах 8, 9 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи указаны отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты), которые рекомендуется предусматривать для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения.

Структура и штатная численность поликлиники устанавливаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов поликлиники, установленных приложением № 2 к настоящему Положению, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, исходя из уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, удаленности населенных пунктов от медицинских организаций (обособленных структурных подразделений медицинских организаций), а также иных показателей, характеризующих здоровье населения (пункт 9.1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи).

Судом установлено, что прокуратурой г. Зеленогорск Красноярского края проведена проверка соблюдения филиалом ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ требований законодательства об охране здоровья граждан.

Согласно информации ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО2 в прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорска нарушений порядка оказания медицинской помощи не установлено (т. 1, л.д. 105-107).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск в адрес ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья, в котором предложено безотлагательно рассмотреть данное представление с участием прокурора, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, а также в указанных нарушениях законодательства; в установленный законом месячный срок сообщить в прокуратуру города в письменной форме о результатах принятых мер, причинах и условиях выявленных нарушений. Из содержания представления следует, что в КБ-42 сложился дефицит врачей по специальностям кардиолог, детский эндокринолог, детский хирург, уролог, травматолог-ортопед. Фактическая укомплектованность КБ в соответствии со штатным расписанием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: врач-терапевт участковый - на 73%, врач-невролог – 64,3%, врач-эндокринолог – 50%; на недостаточное количество врачей-специалистов, работающих в КБ , не соответствующее нормативам (штатному расписанию). По мнению прокурора, отсутствие указанных специалистов в полном объеме в соответствии со штатным расписанием учреждения создает препятствия в своевременном диагностировании и лечении возникающих заболеваний, препятствует получению гражданами своевременной, качественной и доступной медицинской помощи и нарушает их права на охрану здоровья, гарантированные Конституцией РФ; причиной и условием выявленных нарушений стало непринятие должных мер по обеспечению укомплектования штата необходимым количеством врачей ответственными должностными лицами КБ , отсутствие контроля со стороны их руководства; негативным последствием допущенных нарушений является нарушение прав жителей г. Зеленогорска на доступность и качество медицинской помощи, связанной, в том числе со временем ожидания приема пациента соответствующим врачом, возникновение дополнительной нагрузки на фактически осуществляющих трудовую деятельность врачей вышеуказанных специальностей (т. 1, л.д. 31-33).

ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление КБ дан ответ о проводимых мероприятиях, направленных на привлечение врачей-специалистов, о дополнительных мерах их социальной поддержки (т. 1, л.д. 34-35).

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю составлен акт плановой выездной проверки ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, которым установлена, в том числе низкая укомплектованность медицинским персоналом: врачи – 66,5% (без учета совместительства), средний медицинский персонал – 79,3% (без учета совместительства). Нарушений в штатном расписании ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России в ходе проверки не установлено (т. 2, л.д. 15-23).

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю в адрес ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России внесено предписание об устранении нарушений, которым, в том числе предложено принять меры по укомплектованию учреждения медицинским персоналом (т. 2, л.д. 24-25).

При этом как следует из отзыва на иск Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю и ответа ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ на предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России принимаются все возможные меры по укомплектованию медицинским персоналом, а именно разработан план мероприятий по устранению нарушений и представлена справка о проделанной работе за период июнь-ноябрь 2023 года в соответствии с планом мероприятий по привлечению специалистов, согласно которой ведется регулярная работа по обновлению вакансий на работных сайтах, в социальных сетях и на портале учреждения; стартовал проект по адаптации новых сотрудников и проект «Наставничество»; сотрудники направляются на профессиональную переподготовку; активно осуществляется поиск и подбор медицинского персонала; ежемесячно осуществляется анализ текучести кадров, проводятся беседы индивидуально с каждым сотрудником, который принял решение об увольнении; повышается престиж профессий медицинских работников (т. 2, л.д. 12, 25-32).

Согласно информации Территориального органа Росздравнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки, проведенной     в отношении ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нарушения сроков оказания медицинской помощи, определенных программой государственных гарантий, в филиале ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ выявлено не было. В июне 2023 года в Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю поступило обращение жительницы г. Зеленогорска К.Т.В. о доступности проведения диагностических обследований (ультразвуковое обследование органов брюшной полости, ФГС, колоноскопия). В ходе рассмотрения обращения были выявлены нарушения установленных сроков ожидания диагностических исследований, филиалу ФГБУ LINK <данные изъяты>. Прокурор - филиал БК (укомпл штат врачами) отказ от 12.2023.docx" "OLE_LINK1" \a \r ФСНКЦ ФМБА России КБ было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (т. 2, л.д. 7-8).

Постановлением мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный директор филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Данным постановлением установлено, в том числе, что по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 не обеспечила в наличии в медицинском учреждении врачей-специалистов в соответствии с нормативами (штатным расписанием) (т. 2, л.д. 1-5).

В соответствии с пунктом 2.3.2 Устава ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, утвержденного приказом ФМБА от ДД.ММ.ГГГГ у, Филиал ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России – КБ самостоятельно решает экономические, социальные и организационные вопросы, планирует свою деятельность, определяет задачи и структуру (п. 4.1 Устава). Учреждение обязано, в том числе осуществлять эффективную кадровую политику в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства    Российской Федерации, приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства (п. 4.5 Устава). Руководитель самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними договоры в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 4.24 Устава) (т. 1, л.д. 36-68).

Из представленного Положения о филиале ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ , утвержденного приказом ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Филиал является обособленным структурным подразделением Учреждения, расположенным вне места нахождения Учреждения и осуществляющим все его функции, в том числе функции представительства; осуществляет деятельность от имени Учреждения (п. 2.1, 2.4 Положения). Целью деятельности Филиала является оказание медицинской помощи, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с перечнем обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством организаций и территорий, утверждаемым Правительством РФ. Свою деятельность Филиал осуществляет в соответствии с лицензиями, полученными в установленном порядке на соответствующие виды деятельности (п. 3.1 Положения) (т. 1, л.д. 71-102).

Согласно информации ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ от ДД.ММ.ГГГГ в КБ работают 1451 человек, из них врачи - 245 человек, провизоры – 6 человек, средний медицинский персонал – 556 человек, фармацевты - 10 человек, младший медицинский персонал – 10 человек, прочие – 624 человека. Укомплектованность КБ специалистами составляет: врачи амбулаторно-поликлинического звена: врачи – 77,4% (с учетом совместительства), 68,9% (без учета совместительства); врачи стационара – 85,6% (с учетом совместительства), 63,9% (без учета совместительства); врачи СМП – 80% (с учетом совместительства), 70,6% (без учета совместительства); врачи параклиники – 80,5% (с учетом совместительства), 68,7% (без учета совместительства) (т. 1, л.д. 108-125).

На 2023 год укомплектованность КБ врачами составляет 80,4% от необходимого количества, средним медицинским персоналом - 92,7%.

Штатное расписание, утвержденное приказом филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 11-30), вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, разработано с учетом потребности в кадрах врачебного, среднего, младшего медицинского персонала, иных категорий работников, исходя из необходимости обеспечения качества и объемов оказываемых медицинских услуг с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, предусмотренных в порядках оказания медицинской помощи с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н. Штатным расписанием ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ предусмотрен штат в количестве 1789,25 единиц.

Согласно информации ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ укомплектованность штатов с учетом совместительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 9-10) следующая:

- по штатному расписанию 5,50 ставок врача травматолога-ортопеда в стационаре, работают 2 врача, 3,50 ставки занято с учетом совместительства и 1 ставка с учетом совмещения, вакантна 1 ставка;

- по штатному расписанию 2,75 ставок врача травматолога-ортопеда в поликлинике, работает 1 врач (внешний совместитель), 1,25 ставки занято с учетом совместительства и 1,25 ставки с учетом совмещения, вакантно 0,25 ставки;

- по штатному расписанию 1 ставка врача детского хирурга в хирургическом кабинете детской городской поликлиники, работает 1 врач (внешний совместитель), 0,25 ставки занято, вакантно 0,75 ставки. Все врачи-хирурги, оказывающие экстренную помощь, прошли повышение квалификации по детской хирургии и оказывают помощь детям в полном объеме;

- по штатному расписанию 1,25 ставки врача-офтальмолога в стационаре, работает 1 совместитель, занято 0,25 ставки, 0,25 ставки с учетом совмещения, вакантны 0,75 ставки;

- по штатному расписанию 4,75 ставки врача-офтальмолога в поликлинике, работают 2 врача, занято 2,5 ставки с учетом совместительства и 1 ставка с учетом совмещения, вакантны 1,25 ставки;

- по штатному расписанию 3,75 ставки врача-кардиолога в стационаре, работает 3 врача, 1 врач по совместительству, занято 3,75 ставки, вакантных ставок нет;

- по штатному расписанию 2,25 ставки врача-кардиолога в поликлинике, работает 2 врача по совместительству, занята 1 ставка, вакантны 1,25 ставки;

- по штатному расписанию 20,25 ставок врача-стоматолога в поликлинике, работают 14 врачей, занято 15,25 ставки с учетом совместительства и 0,50 ставки с учетом совмещения, вакантны 4,5 ставки;

- по штатному расписанию 5,25 ставок врача-стоматолога детского в поликлинике, работают 4 врача, 1 врач по совместительству, занято 4,50 ставки с учетом совместительства, вакантны 0,75 ставки;

- по штатному расписанию 1,25 ставки врача-уролога в стационаре, работает 1 врач, занята 1 ставка, вакантны 0,25 ставки;

- по штатному расписанию 2 ставки врача-уролога в поликлинике, работают 2 врача, занято 2 ставки, вакантных ставок нет;

- по штатному расписанию 0,25 ставки врача-эндокринолога в стационаре, вакантны 0,25 ставки;

- по штатному расписанию 2,25 ставки врача-эндокринолога в поликлинике, работает 1 врач, занято 1,50 ставки с учетом совместительства, вакантны 0,75 ставки;

- по штатному расписанию 1,25 ставки врача-онколога в стационаре, работает 1 совместитель, занято 0,25 ставки с учетом совместительства и 0,50 ставки с учетом совмещения, вакантны 0,5 ставки;

- по штатному расписанию 2 ставки врача-онколога в поликлинике, работает 1 врач, занято 1,25 ставки с учетом совместительства и 0,75 ставки с учетом совмещения, вакантных ставок нет;

- по штатному расписанию 14 ставок врача-рентгенолога в рентгеновском отделении, работает 6 врачей, 3 внешних совместителя, занято 9 ставок с учетом совместительства и 5 ставок с учетом совмещения, вакантных ставок нет;

- по штатному расписанию 10,25 ставок врача функциональной диагностики в отделении функциональной диагностики, работает 9 врачей, 1 внешний совместитель, занято 10,25 ставки с учетом совместительства, вакантных ставок нет;

- по штатному расписанию 8,75 ставок врача ультразвуковой диагностики в отделении ультразвуковой диагностики, работают 6 врачей, 2 по совместительству, занято 6,50 ставки с учетом совместительства и 2,25 ставки с учетом совмещения, вакантных ставок нет.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ проводятся следующие мероприятия, направленные на укомплектование вакантных должностей медицинским персоналом:

- приняты на работу врач-акушер-гинеколог ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ, врач оториноларинголог ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, врач-невролог ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, врач-стоматолог ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, врач-терапевт-участковый ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ, врач-терапевт ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказами о приеме на работу, трудовыми договорами (т. 1, л.д. 138-140);

- два врача КБ прошли обучение по профессиональной переподготовке по специальности врач ультразвуковой диагностики ФИО12 и ФИО13, что подтверждается контрактом -р/ф/23 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 141-145);

- ежегодно заключаются договоры о целевом обучении студентов в высших медицинских учебных заведениях в количестве 7-10 человек, что подтверждается договорами о целевом обучении по образовательной программе высшего образования (т. 1, л.д. 146-173);

- ежегодно размещается и ежемесячно обновляется информация о вакансиях на портале «Работа в России», на сайте ФГБУ ФСНКЦ ФМБА, что подтверждается помимо объяснений ответчика скриншотами страниц интернет-сайтов «Работа в России» (trudvsem.ru), ФГБУ ФСНКЦ ФМБА (kb42.skc-fmba.ru) с размещенной на них информацией о наличии вакантных мест (т. 1, л.д. 176-181);

- ежегодно руководитель либо заместитель руководителя КБ посещает очные встречи со студентами - выпускниками Красноярского государственного медицинского университета, ярмарки медицинских вакансий в целях презентации места работы - филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ и приглашения для трудоустройства, что подтверждается помимо объяснений ответчика скриншотами сообщений в СМИ и с сайта ФСНКЦ ФМБА России;

- работникам КБ , в том числе молодым специалистам, производятся выплаты стимулирующего характера в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера работникам ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России (приложение к приказу ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ Э) (т. 1, л.д. 194-198);

- для привлечения в город квалифицированных медицинских специалистов в рамках программы «Земский доктор» предоставляется единовременная компенсационная выплата при трудоустройстве в соответствии с Приказом ФМБА России от 24.12.2020 № 386 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов), впервые прибывшим (переехавшим) на работу в закрытые административно-территориальные образования, обслуживаемые федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства», что подтверждается протоколами комиссии по предоставлению единовременной выплаты (т. 1, л.д. 212-223);

- оказывается материальная помощь врачам, устроившимся в КБ , на оплату арендной платы за найм жилья в соответствии с Порядком оформления и выплаты материальной помощи на возмещение расходов по найму жилых помещений, что подтверждается информацией ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ , коллективным договором ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России на 2022-2025 гг. и приложением к нему) (т. 1, л.д. 193, 199-211);

- совместно с Администрацией ЗАТО г. Зеленогорск и АО ПО «ЭХЗ» решаются вопросы обеспечения жильем нуждающихся сотрудников филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ , в том числе АО ПО «ЭХЗ» предоставляет по договорам найма жилые помещения в жилом доме по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>; Администрация ЗАТО г. Зеленогорск предоставляет жилые помещения из специализированного фонда социального использования в жилом доме по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>А, один из этажей гостиницы для временного проживания врачей и среднего медицинского персонала (т. 1, л.д. 193).

Возложение обязанности на ответчика по совершению определенных действий в судебном порядке предполагает установление судом нарушающего требования закона, прав и законных интересов других лиц факта виновного бездействия со стороны ответчика, возможность защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов других лиц путем понуждения ответчика к совершению определенных действий.

Обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья закреплены в статье 79 Закона об охране здоровья граждан.

На основании пункта 2 статьи 79 Закона об охране здоровья граждан медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Термин «организовывать и осуществлять» предполагает принятие мер, совершение действий, направленных на обеспечение оказания надлежащей медицинской помощи населению, в том числе, несмотря на нехватку финансов, лекарственных средств и отсутствие должного количества специалистов.

Однако действующим законодательством не предусмотрено оснований, обязывающих работодателя заполнять имеющиеся вакантные должности. Ни Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, ни Положение о лицензировании медицинской деятельности не возлагают на медицинскую организацию обязанность укомплектовать штат соответствующими специалистами.

Доказательств того, что ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ осуществляют свою деятельность без лицензии, либо лицензия из-за отсутствия в штате должного количества врачей специалистов выдана лицензирующим органом в нарушение вышеуказанного Положения, суду также представлено не было.

Между тем наличие у ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ лицензии на осуществление медицинской деятельности предполагает и наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); и наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; и соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи и соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Лицензирующий орган Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю в своем отзыве подтвердил, что нарушений в штатном расписании ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России в ходе проверки не выявлено. Наличие вакансий врачей-специалистов не является нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. «д» п. 5 Постановления Правительства РФ . В данный момент времени большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Судом также установлено, что ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ функционирует, ответчиком осуществляются необходимые мероприятия по привлечению медицинских работников с целью трудоустройства, укомплектования штата необходимым медицинским персоналом, при этом обращения в адрес прокуратуры пациентов ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ и высказывания граждан в телевизионном видеосюжете телекомпании «ТВИН» не свидетельствуют о бездействии ответчика, а лишь указывают на существующую проблему в области медицины и вопроса обеспечения медицинскими кадрами учреждений повсеместно, в том числе в Красноярском крае.

Представленная в видеосюжете информация не может быть проверена судом на достоверность и соответствие действительности, поскольку не содержит сведений о конкретных фактах нарушений с указанием времени и полных сведений о лицах, в связи с чем не может быть положена в основу решения в качестве допустимого и достоверного доказательства.

При этом неполная укомплектованность штата ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ врачами-специалистами не является следствием бездействия ответчика, а вызвана объективными, независящими от ответчика причинами, поскольку для заключения трудового договора недостаточно волеизъявления только лишь работодателя.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации закреплено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора представляет собой соглашение между работодателем и работником о выполнении им работы по обусловленной трудовой функции.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона об охране здоровья граждан право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что заключение трудового договора зависит помимо волеизъявления работодателя и от намерения работника заключить указанный договор, а в случае, когда речь идет о праве на осуществление медицинской деятельности, данное право возникает лишь у лиц, получивших медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обращаясь в суд с иском, прокурор приобретает права и обязанности, предусмотренные статьями 35 и 56 ГПК РФ, включая обязанности доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Между тем при разрешении спора доказательств того, что ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ ввиду отсутствия должного числа медицинских работников не функционирует и не оказывает медицинскую помощь населению, что кадровый дефицит обусловлен нарушением ответчиком каких-либо норм федерального или краевого законодательства не представлено и судом не установлено. Само по себе наличие вакантных должностей в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ не свидетельствует о неправомерности действий (бездействия) ответчика.

Доказательств, подтверждающих отказ ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ в приеме на работу врачей, равно как и расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя прокурором не представлено.

Кроме того, суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, предмет требования истцом сформулирован неконкретно, не приведены доводы о том, каким образом и принятием каких именно мер со стороны ответчика решение суда может быть исполнено, а права и интересы неопределенного круга лиц защищены и реализованы. Таким образом, удовлетворение судом требований прокурора в рамках заявленного иска не повлечет восстановление нарушенного права, а приведет к неисполнимости решения суда, что противоречит общеправовому принципу исполнимости судебных актов.

Действительно, отсутствие необходимого количества специалистов влияет на качество, своевременность оказываемой медицинской помощи населению, создает потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, снижает доступность получения медицинской помощи, чем нарушаются законные права и интересы граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированную государством. Однако указанное обстоятельство не состоит в причинной связи с действиями ответчика, ответчик предпринимает активные действия и всевозможные меры по доукомплектованию штата сотрудников. Соответственно оснований к понуждению ответчика к совершению каких-либо действий, в том числе по укомплектованию штата, не имеется.

Кроме того, предложенные согласно штатному расписанию условия труда могут оказаться неприемлемыми для работника в любое время после заключения договора, что окажется основанием для его расторжения, в связи с чем даже формальное исполнение решения суда не повлечет реальную судебную защиту заявленных прокурором прав.

Заявленная прокурором проблема носит системный характер и требует комплекса действий органов государственной власти и местного самоуправления по улучшению условий, предлагаемых врачам при исполнении их функций.

Постановление мирового судьи судебного участка в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исполнительный директор филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России ФИО5 привлечена к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ, в силу статьи 61 ГПК РФ не имеет преюдициального значения, так как вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело, только в части гражданско-правовых последствий действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Ссылка в иске на судебные акты по другим делам отклоняется судом, так как судебные акты, на которые ссылается истец, приняты при иных юридически значимых обстоятельствах. При этом, имеется иная правовая позиция, выраженная, в частности в определениях Восьмого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

То обстоятельство, что проблема нехватки квалифицированных кадров касается не только ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ , но и иные медицинские учреждения в масштабах страны, подтверждается созданием национального проекта «Здравоохранение», Паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ). Указанный федеральный проект планирует осуществлять, в том числе, мероприятия по обеспечению первичного звена здравоохранения квалифицированными кадрами.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований отсутствуют, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства «Клиническая больница » о возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать штат врачами по следующим специальностям: шесть ставок врача-хирурга; две ставки травматолога-ортопеда, офтальмолога, кардиолога, стоматолога, стоматолога детского; одну ставку врачей уролога, эндокринолога, детского хирурга, рентгенолога, онколога, врача ультразвуковой диагностики, врача функциональной диагностики оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    М.В. Петухова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1204/2023 ~ М-965/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура ЗАТО гор. Зеленогорск
Ответчики
Филиал ФГБУ Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства "Клиническая больница" № 42
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства
Другие
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Петухова М.В.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.10.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Дело оформлено
01.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее