Дело № 2-32/2021
УИД 43RS0041-01-2021-000042-06
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ02 марта 2021 года пгт. Ленинское
Шабалинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Олина П.В.
при секретаре Глушковой Ю.С.
с участием прокурора Игошина С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шабалинский муниципальный район Кировской области» о признании незаконным бездействия, обязании установить границы земельных участков, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шабалинский муниципальный район Кировской области» о признании незаконным бездействия, обязании установить границы земельных участков, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере использования и охраны городских лесов в деятельности администрации Шабалинского района Кировской области. По данным Котельничского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расположенном в Шабалинском районе Кировской области, общая площадь земель населенных пунктов муниципального образования Гостовское сельского поселения в сумме составляет 927 га, из них площадь земель населенных пунктов, покрытых лесом составляет 11 га; Новотроицкого сельского поселения – 1004 га к 11 га соответственно; Черновского сельского поселения – 661 га к 44 га соответственно. При этом в нарушение требований закона и иных нормативно-правовых актов администрацией района права на данные участки не оформлены, в ЕГРН не зарегистрированы, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, лесной реестр администрацией поселения не ведется. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных обязанностей создаёт предпосылки для потери леса как места отдыха граждан, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. 21.10.2020 прокуратурой района в адрес главы Шабалинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, которое оставлено без удовлетворения. Просит признать незаконным бездействие ответчика по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границы земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области»; постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; разработки в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; обязать ответчика установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территориях указанных муниципальных образований; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территориях указанных муниципальных образований.
В судебном заседании заместитель прокурора Шабалинского района Кировской области Игошин С.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просил их удовлетворить. При этом не возражал против установления срока исполнения решения до 31.12.2022 года.
Представитель муниципального образования «Шабалинский муниципальный район Кировской области» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования прокурора не признала, указала, что у муниципального образования нет полномочий по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений. Данные полномочия закреплены в Уставах сельских поселений. В письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя, в случае удовлетворения иска установить срок для исполнения решения – до 31.12.2022 года.
Представитель заинтересованного лица - министерства лесного хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что в случае подтверждения Управлением Росреестра по Кировской области сведений о наличии на территории муниципального образования городских лесов, министерство в полном объеме поддерживает требования прокурора, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица - КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства Кировской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что учреждение подведомственно министерству лесного хозяйства Кировской области, к заявленным требованиям учреждение в рамках своих полномочий, определенных Уставом, отношения не имеет. Вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляют на усмотрение суда,просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что процессуальная заинтересованность в разрешении данного спора у Управления отсутствует. Осуществление кадастрового учета будет осуществляться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса (часть 2). При этом пунктом 5 части 2 статьи 111 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №131-ФЗ) организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, входит в вопросы местного значения городского поселения.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе, п. 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения).
Вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛK РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Содержание лесоустройства обозначено в ст. 68 Лесного кодекса РФ.
Статьей 70 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено кодексом. Органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 (далее по тексту – Лесоустроительная инструкция), которая устанавливают порядок проведения лесоустройства, в том числе на землях поселений, на которых расположены городские леса, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции проведение указанных мероприятий обеспечивается, в том числе, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Согласно ч. 1 ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, также является орган местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, проведенной прокуратурой Шабалинского района Кировской области проверкой соблюдения законодательства в сфере использования и охраны городских лесов в деятельности администрации Шабалинского района Кировской области установлено, что общая площадь земель населенных пунктов муниципального образования Гостовское сельского поселения в сумме составляет 927 га, из них площадь земель населенных пунктов, покрытых лесом составляет 11 га; Новотроицкого сельского поселения – 1004 га к 11 га соответственно; Черновского сельского поселения – 661 га к 44 га соответственно.
В нарушение вышеуказанных требований закона и иных нормативно-правовых актов администрацией Шабалинского района границы земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными в населенных пунктах сельских поселений не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, лесной реестр администрацией района не ведется.
21.10.2020 года прокуратурой района в адрес главы Шабалинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, которое оставлено без удовлетворения.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенных обязанностей создаёт предпосылки для потери леса как места отдыха граждан, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, так как они не основаны на законе и противоречат действующему законодательству, в частности ч.ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, ответчиком не представлено каких-либо доказательств опровергающих доводы истца, в том числе доказательств отсутствия городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области.
Из указанного следует, что администрация Шабалинского района обязана устранить нарушения закона в сфере использования и охраны городских лесов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Шабалинский муниципальный район Кировской области», подлежит удовлетворению.
С учетом необходимости расходования бюджетных средств для исполнения решения суда, суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика об установлении срока исполнения решения суда – по 31.12.2022 года
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области к администрации муниципального образования «Шабалинский муниципальный район Кировской области» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шабалинского района Кировской области по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части установления границы земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; разработки в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области.
Обязать администрацию Шабалинского района Кировской области установить границы земельных участков, занятых городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами, расположенными на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований «Гостовское сельское поселение», «Новотроицкое сельское поселение», «Черновское сельское поселение» Шабалинского района Кировской области в срок по 31.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 марта 2021 года.
С у д ь я : П.В. Олин