Дело № 2-681/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июня 2016 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Ондар Ч.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.М.М. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о взыскании заработной платы,
с участием истца Х.М.М., с участием представителя ответчика- Ч.Д.В., действующей на основании доверенности,
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» (далее по тексту школа №), указав в обоснование на то, что ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлен минимальный размер заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Федеральным законом от 02 декабря 2013 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в сумме 6 204 рубля в месяц. Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Ежемесячный размер заработной платы работников, если они отработали полную норму рабочего времени и выполнили норму труда, должен составлять не менее 6 204 рубля в месяц. При нахождении организации в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, и при совпадении места работы работника с местом нахождения такого учреждения, на этот размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40 % и северной надбавки в размере 50 %. Таким образом, размер начисленной заработной платы не может быть менее 11 787,60 рублей в месяц в 2016 году. Х.М.М. состоит в трудовых отношениях со школой №, получает заработную плату в месяц менее минимального размера оплаты труда без учёта районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. В период времени с февраля по апрель 2016 года истцу не начислена заработная плата в общем размере 24 850,40 рублей, что является нарушением прав работника на справедливую и полную оплату труда, гарантированных трудовым законодательством. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца не начисленную и невыплаченную заработную плату в размере 24 850,40 рублей.
01 июня 2016 года от представителя ответчика ФИО3, действующего на основании прав по должности, поступило в суд возражение на исковое заявление, где просит оставить без удовлетворения исковое заявления Х.М.М.. В обоснование своей позиции указала, что статьей 133.1 Трудового кодекса РФ определяется установление минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, а не минимальный размер оплаты труда, о чем утверждается в исковом заявлении. В то же время законодательством Российской Федерации не установлены требования об определении минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, как минимальный размер оплаты труда, увеличенного на районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера. В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, минимальная заработная плата может устанавливаться региональным соглашением, принятие решения об установлении ее размера в субъекте Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации. Соответственно, вопросы, связанные с реализацией данного решения, в том числе в части состава и размера минимальной заработной платы, регулируется в рамках регионального соглашения. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации; не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2015 года № 11-4/10/В-669, Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации исключено определение минимального размера оплаты труда и признана утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ (письма Минтруда РФ за 2015 и 2016 года прилагаются). Заработная плата работника включает компенсационные выплаты, в том числе и за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Региональным соглашением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Тыва минимальная заработная плата с 01 января 2016 года в республике установлена на уровне федерального норматива и составляет 6 204 рубля в месяц для работников организаций бюджетной сферы. При этом пунктом 1.2 Соглашения определено, что в указанную сумму включаются выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законодательством составляет с 01 января 2016 года в размере 6 204 рубля, и законодательство Российской Федерации не устанавливает требования об определении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, как минимальный размер оплаты труда, увеличенный на районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, школа № выплачивает заработную платы истцу в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Положениями окладов, тарифных ставок надбавок к ним районных коэффициентов, процентных ставок за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые установлены не ниже минимального размера оплаты труда по Региональному соглашению.
В судебном заседании истец поддержал исковое заявление и просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика– Чылбак-оол Д.В. просила отказать в удовлетворении иска по указанным в возражении основаниям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна, от него ходатайства об отложении судебного заседания не поступило.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (далее по тексту – МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах, что также и разъяснено в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 года.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года составляет 6 204 рубля в месяц, поэтому с учётом начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в северных регионах заработная плата Х.М.М. должна быть не ниже 11 788 рублей при полностью отработанной за месяц нормы рабочего времени.
Приказом от 04 марта 2016 года Х.М.М. принят на работу в школу № на должность дворника.
Согласно табелю учета рабочего времени следует, что в феврале 2016 Х.М.М. не работал, в марте отработал не полное рабочее время – 22 рабочих дней; в апреле 2016 года отработал полное рабочее время – 26 рабочих дней.
Из справки о заработной плате следует, что в марте 2016 года ему начислена заработная плата в размере 4 920,70 рублей; в апреле 2016 года начислена заработная плата в размере 5 591,70 рубля. Всего начислена за указанный период 10 512,40 (4 920,70 + 5 591,70) рубля. Наряду с этим, с учетом минимального размера оплаты труда с 1 января 2016 года заработная плата истца с января 2016 года при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда независимо от занимаемой должности должна быть не ниже 11 787,60 рублей (6 204 + 5 583,60 (50% за стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу и районный коэффициент в размере 40%). Истцом в марте 2016 года отработано не полное рабочее время, в связи с чем размер заработной платы в марте 2016 года с учетом стажа работы в районах приравненных к Крайнему Северу пропорционально отработанному времени должен составлять 10 373,09 рубля (6 204/25 х 22 = 5 459,52 + 4 913,57). Всего истцу за указанный период времени надлежит начисление заработная плата размере 22 160,69 рубля (11 787,60 + 10 373,09).
Сторонами, расчет, составленный бухгалтером школы № не оспаривается, в связи с чем указанный расчет судом принимается достоверным.
Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца составляет 11 648,29 рублей (22 160,69 – 10 512,40).
Вместе с тем, истцом заявлены требования о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 24 850,40 рублей. Расчет недоначисленной заработной платы истцом произведен с учетом полного отработанного рабочего времени в феврале и марте 2016 года, что не соответствует исследованным в ходе судебного заседания доказательствам. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что работодателем незаконно был установлен истцу размер заработной платы, который с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составлял менее суммы 11 788 рублей, то есть ниже минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Представителем ответчика указывается, что работодателем при начислении заработной платы не нарушены требования трудового законодательства, поскольку минимальный размер заработной платы для работников бюджетной сферы Республики Тыва Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 27 января 2016 года установлен в сумме 6 204 рублей, куда включаются размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом в подтверждение своих доводов были представлены письма на имя Министра труда и социальной политики Республики Тыва от 03 февраля 2015 года № 11-4/10/В-669, от 13 января 2016 года № 14-3/В-5, Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 27 января 2016 года, которые были изучены в ходе судебного разбирательства.
Статьей 5 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Наряду с этим, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Поскольку минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации, а также специальные компенсационные коэффициенты и надбавки к заработной плате за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях установлен Трудовым кодексом РФ, то на основании статьи 5 Трудового кодекса РФ иные нормы федерального законодательства, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, противоречащие Трудовому кодексу РФ, не подлежат применению.
Поскольку региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 27 января 2016 года устанавливает иной минимальный размер оплаты труда на территории Республики Тыва, который противоречит положениям Трудового кодекса РФ и ухудшает права и интересы работников на территории Республики Тыва, то положения о минимальном размере заработной платы, установленные указанным соглашением, не подлежит применению.
Соответственно, исковые требования истца к ответчику о взыскании в пользу не начисленной заработной платы подлежат удовлетворению частично на сумму 11 648,29 рублей.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер подлежащей с ответчика взысканию в силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доход муниципального бюджета государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 466 рублей, исходя из того, что заявлены требования имущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление Х.М.М. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о взыскании заработной платы о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» в пользу Х.М.М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 11 648 рублей 29 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Х.М.М. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере 466 рублей в доход муниципального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2016 года (с учетом выходных дней 18 и 19 июня 2016 года).
Судья С.Ш. Манчыылай