№ 12-161/2021
РЕШЕНИЕ
19 марта 2021 года г.Владивосток
Судья Советского районного суда г.Владивостока Шестова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Советского района г. Владивостока Калмыкова Е. В. на постановление мирового судьи судебного участка *** Советского судебного района г. Владивостока от *** по делу об административном правонарушении в отношении Шинкаренко М. А., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.17 КоАП РФ,
установил:
Обжалуемым постановлением Шинкаренко М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ освобожден от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с указанным постановлением, председатель территориальной избирательной комиссии Советского района г.Владивостока Калмыков Е.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеназванное постановление отменить, привлечь Шинкаренко М.А. к административный ответственности согласно санкции, установленной ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, отмечая о процессуальных нарушениях при вынесении оспариваемого постановления, мировым судьей дело рассмотрено не всесторонне и не в полном объеме, что повлекло за собой немотивированное применение положений ст. 2.9 КоАП РФ, освобождение Шинкаренко М.А. от административной ответственности.
Калмыков Е.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Шинкаренко М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд рассматривает жалобу в его отсутствие.
Изучив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 ст.5.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений, что влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу подп.35 ст.2 Федерального закона от *** *** «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон ***) кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном данным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно п.5 ст.41 Федерального закона *** кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных п.9 ст.59 названного Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия.
Пунктом 9 ст.59 Федерального закона ***, ч.12 ст.70 Избирательного кодекса Приморского края установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
Как усматривается из материалов дела, *** в отношении Шинкаренко М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.17 КоАП РФ, согласно которому в течение 30 дневного срока со дня официального опубликования результатов выборов *** Шинкаренко М.А., являясь зарегистрированным кандидатом, предоставил в территориальную избирательную комиссию Советского района г. Владивостока не в полном объеме и недостоверный итоговый финансовый отчет ***.
При этом согласно отчету, Шинкаренко М.А. не указал объем поступлений на сумму 50 000 руб., а также не представил первичные финансовые документы к итоговому финансовому отчету, однако в обжалуемом постановлении мировым судьей не дана была оценка, указано лишь о сумме 28 рублей как неподтвержденной Шинкаренко М.А. использованием на цели избирательного фонда.
Более того, ст.2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В основу вывода о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из содержания постановления от ***, положены только установленные судом обстоятельства о размере суммы денежных средств не подтвержденной использованием на цели избирательного фонда Шинкаренко М.А. на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу № 9, состоявшихся ***., а именно равного 28 рублей.
Между тем, в соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного суда РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.17 КоАП РФ является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в игнорировании кандидатом обязанности в установленный законом срок представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, то есть невыполнении своих публично-правовых обязанностей.
В данном случае выводы мирового судьи о признании допущенного нарушения, направленного на несоблюдение требований п. 9 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ, малозначительным не мотивированы, сделаны без учета действующего закона.
При таких обстоятельствах, судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6–30.9 КоАП РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ *** ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.5.17 ░░░░ ░░, - ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░